Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Творчество Л. Толстого

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Можно было бы сказать, что в середине 1850-х годов было создано произведение со своей концепцией праздничности. Основными ее чертами стали универсальность, онтологизм, изначально положительный нравственный заряд. Праздник охватывал собою все сферы бытия, равно высвечивал материальную и духовную природу, соединял в полноте душевного переживания старших и младших, умудренных и простодушных, власть имущих и подневольных.

Светлая доброта праздника серьезна: включая в себя, как один из элементов, игру, различного рода ритуальные обязанности и жесты (ожидание, приготовление, одевание и т. д.), праздничность чужда легкомыслия, иронии, пустого смехотворства. Праздник, в сущности, антипод развлечению, даже тень «развлекательности» его роняет, унижает, недоверие к его подлинности и серьезности разрушительно; в празднике могут участвовать только все, потому что он сам укоренен во всем, от мала до велика, от земли до неба, от горизонта до горизонта. Как только его целостность нарушается, исчезает, уничтожается и сам праздник. Дурной, ущербный, злой праздник - это нонсенс, это не праздник.
Однако для такого рода переживания праздника, вполне объективного события в ряду обыденной жизни (охота, день именин, бал), должна существовать, как бы предполагается, особая готовность к его восприятию - чистая, открытая, доверчивая детская душа. Праздник гаснет там, где эта готовность замутнена или искажена холодным прикосновением рассудочного, практического, корыстного - взрослого взгляда на мир.
Образ детства и образ праздника как бы сливаются, совпадают по контуру. Выходя из детства в отрочество, в юность, человек постепенно покидает свой праздник. Момент чисто моралистический здесь трудно отделим от онтологической природы праздника-радости. И то и другое принадлежит естественным основам бытия: осознание детства как лучшей поры жизни и праздника как ее высшего цветения даровано человеку не только в качестве воспоминаний, прошлого, но как залог, заряд добра на будущее. Глубокое убеждение в непреложной ценности такого залога для каждого человека, его универсальность позволяют использовать праздничные мотивы в качестве действенного сюжетно-организующего механизма творческого воплощения замысла.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Европоцентризм и академическая теория музыки

Будучи европейской по происхождению, академическая теория музыки…

Правильное соотнесение частичных знаний

Психологический подход может быть результативным также только при…

Совпадение композиции мифов и сказок

Символический схематизм фольклорных образов и сюжетов обнаруживается…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…