Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…
Реабилитация алкоголиков телефон

Темы «света» и «тьмы»

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

О том, какой это проступок, художник сказал нам, повесив на стену легко узнаваемую фотографию с убитым царем - ту самую, о которой вспоминал А. Н. Бенуа и которая после 1881 г. «многие годы» висела в России не только по «кабинетам» высшего слоя, но даже и по «каморкам» горничных. Фотография «расшифровывает» нам сугубо сегодняшний (для тогдашнего зрителя) «план» событий. Царь убит, виновные в его убийстве повешены.

И если внимательно рассматривать полотно (в котором ни одна деталь не случайна), то вьющиеся вокруг горла «явившегося» складки шарфа не что иное, как напоминание о веревке, которая еще надавно охватывала его худую шею.
При таком прочтении картины - а я уверен, что наиболее чуткая часть интеллигенции именно так ее и воспринимала, - совершенно иное значение приобретает и самый «момент узнавания». Речь не о том, узнает ли семья возвратившегося отца семейства, но о том, воспримет ли она его в свое лоно. Имеет ли право вернувшийся - с его темным лицом - смотреть в глаза своей матери. В несколько следующих мгновений именно это и должно решиться, однако сюжет как раз и «застыл», оцепенел на «точке» этого вопроса (как несколько десятилетий спустя будут останавливать на каком-то из кадров движущуюся ленту фильма).
Вот в этой остановленности момента - когда всех нас, предполагаемых зрителей картины, как бы приглашают принять участие в решении тяжкого нравственного вопроса - смысл остроты воспроизведенных в этой картине психологических состояний. В их передаче Репин к приемам, идущим от «моралистической» художественной традиции (т. е. к «растворению» лиц в тени и свете), присоединяет и то, что накопил как выразитель тенденции, тяготеющей к остроте психогической обрисовки. В лицах жены и детей он подходит к моменту так, как подходил во второстепенных персонажах «Крестного хода», показанных наиболее «извне» или «со стороны» (например, в фигуре заслоняющегося от плети). В этих лицах - в особенности мальчика-сына с его чуть экзальтированным удивлением - аффекты, как будто бы «выхваченные» из потока психологического движения, а в лицах детей - восприятие не только стороннее, но даже и неприятно «подсматривающее» и совершенно лишенное поэзии (черта, присущая, кстати, очень многим детским портретам Репина, в особенности изображениям его собственных детей). В центральной же фигуре - поползновение изобразить самоё перетекание от неуверенности к вопросу, как это было, например в портрете Писемского. Здесь надо, правда, оговориться, что такие попытки присущи дошедшему до нас варианту лица конца 1880-х годов. Однако они были заметны и в варианте 1884 г., где это выражение вопроса было даже и еще более усилено.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Освоение конкретных художественных традиций

Точно так же самодеятельная собирательская практика…

Миф как психолингвистический феномен

Различие между ними отражает большую или меньшую степень различия…

Движение Бури и натиска

Во всяком случае, переход от манеры к стилю, который осуществил Гете…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…