Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века
Образ праздника обнимает собою всю смысловую и поэтическую структуру произведения, проникая в каждую ее клеточку от фабульной мотивации поступков - «святки, хочу потешить дочку», «праздники - контора пустая» (есть место, можно пустить гостя) - до их глубинной, духовно-психологической основы. Праздничность оправдывает и объясняет широкое введение песенного, сказового материала, народной обрядовости, красочного переоблачения героев.
Островский впервые так полно и глубоко использует свое знание народного творчества, пробует силы в стилизации текстов, основанной на изучении и собирательстве подлинного фольклора. Комедия «Бедность не порок» действительно содержит черты «патриархальной идиллии», ей присуще «нечто несовременное, при всей своей прелести несколько музейное». Самое присутствие праздничных мотивов как бы вносит временной отсчет в художественную ткань пьесы. Праздник обрывает монотонный ряд будней, словно метроном делит время на до и после праздника. Праздник с его оттенком «музейности», «идилличности» архаичен, пробуждая память, легко, почти незаметно сближает, совмещает историю и сегодняшний день, не оставляя зазора между нынче и всегда.
«Взаимодействие праздника и буден, - пишет А. Журавлева, - выражает в пьесе Островского соотношение идеальных, с точки зрения писателя, форм патриархальной жизни» с теми отношениями, которые «искажены влиянием денег и наваждением моды»". Так прошлое и настоящее, напряженность их нерасторжимой связи обретают еще одну - нравственную характеристику, высвеченную вспышкой святочных огней. В их лучах проникновенно, искренне и глубоко звучат слова Любима Торцова, заставляя публику плакать в финале комедии.
← Праздник души | Образ праздника и концепция праздничности → |
---|