Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века
В художественном использовании праздничной ситуации как драматургической завязки Островский открыл возможность для передачи важнейших моментов народной жизни, социальной и индивидуальной психологии, увидел повод для наблюдений над историческими сдвигами, столкновениями нового и старого общественного сознания. Творческие опыты в этом направлении он продолжал и в бытовой, и в сказочной, и в исторической драме.
Достаточно напомнить, что кульминации таких произведений, как «Без вины виноватые» и «Бесприданница», приходятся на праздничные сцены. Около четверти века отделяет пьесы «москвитянского» периода от этих вершинных созданий драматурга, а между тем нетрудно заметить генетическое родство повторяющихся мотивов, составляющих структурную основу ранних и зрелых его произведений.
И те и другие отличаются важнейшей особенностью: образ праздника включает в себя исторический, временной момент; более того - сам праздник входит в действие как время, обладающее не только длительностью, линейной протяженностью, но и своеобразной «пространственной» объемностью, глубиной. Совершаясь сегодня, сейчас, праздник неизменно «помнит» прошлое. Это время, когда обнажается правда, и там, где праздничный луч высветил ее нарушение, там кривится, уродуется и сам праздник, превращаясь в горькую пародию на веселье, в свою противоположность: униженный, просранный, ложный праздник опасен, грозит смертью.
В самом деле, бенефис Кручининой - это итог ее многотрудной жизни, сегодняшняя победа над горестями минувших дней, апофеоз женщины и актрисы. Однако именно здесь и теперь прошлое является перед ней с реальностью настоящего, мучит уже не памятью, но прямым столкновением с былым, бывшим: жив, стоит перед ней тоже «победитель жизни» - ее давний обидчик, в осмеянном и гонимом «подзаборнике» она узнает некогда горько оплаканного сына. Начинаясь как утомительный, заполненный интригами, борьбой амбиций и самолюбий, пьяным дурманом, праздник-оборотень сбрасывает личину и раскрывается в финале как нечаянная радость, обретенное счастье. Сквозь злое обличив проступает истинный, серьезный и светлый праздничный лик. В просветленном и очищающем завершении драмы незримым героем присутствует как бы свернутое, тайно действующее время: полнота счастливой развязки сплачивает воедино равно глубокое чувство воскресших заново былых унижений и непреложную радость осуществленной надежды. Образ праздника обнимает собою опыт целой прожитой жизни, бросает луч света в будущее. Это и есть его родовой признак, неизменная устремленность вперед - свидетельство истинности.
← Образ праздника | В художественном космосе Толстого → |
---|