Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Покаяния отверзи ми двери

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

В художественном использовании праздничной ситуации как драматургической завязки Островский открыл возможность для передачи важнейших моментов народной жизни, социальной и индивидуальной психологии, увидел повод для наблюдений над историческими сдвигами, столкновениями нового и старого общественного сознания. Творческие опыты в этом направлении он продолжал и в бытовой, и в сказочной, и в исторической драме.

Достаточно напомнить, что кульминации таких произведений, как «Без вины виноватые» и «Бесприданница», приходятся на праздничные сцены. Около четверти века отделяет пьесы «москвитянского» периода от этих вершинных созданий драматурга, а между тем нетрудно заметить генетическое родство повторяющихся мотивов, составляющих структурную основу ранних и зрелых его произведений.
И те и другие отличаются важнейшей особенностью: образ праздника включает в себя исторический, временной момент; более того - сам праздник входит в действие как время, обладающее не только длительностью, линейной протяженностью, но и своеобразной «пространственной» объемностью, глубиной. Совершаясь сегодня, сейчас, праздник неизменно «помнит» прошлое. Это время, когда обнажается правда, и там, где праздничный луч высветил ее нарушение, там кривится, уродуется и сам праздник, превращаясь в горькую пародию на веселье, в свою противоположность: униженный, просранный, ложный праздник опасен, грозит смертью.
В самом деле, бенефис Кручининой - это итог ее многотрудной жизни, сегодняшняя победа над горестями минувших дней, апофеоз женщины и актрисы. Однако именно здесь и теперь прошлое является перед ней с реальностью настоящего, мучит уже не памятью, но прямым столкновением с былым, бывшим: жив, стоит перед ней тоже «победитель жизни» - ее давний обидчик, в осмеянном и гонимом «подзаборнике» она узнает некогда горько оплаканного сына. Начинаясь как утомительный, заполненный интригами, борьбой амбиций и самолюбий, пьяным дурманом, праздник-оборотень сбрасывает личину и раскрывается в финале как нечаянная радость, обретенное счастье. Сквозь злое обличив проступает истинный, серьезный и светлый праздничный лик. В просветленном и очищающем завершении драмы незримым героем присутствует как бы свернутое, тайно действующее время: полнота счастливой развязки сплачивает воедино равно глубокое чувство воскресших заново былых унижений и непреложную радость осуществленной надежды. Образ праздника обнимает собою опыт целой прожитой жизни, бросает луч света в будущее. Это и есть его родовой признак, неизменная устремленность вперед - свидетельство истинности.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Предметы культуры и индивиды

В предметах культуры представлена не любая социальная (вне…

Наличие рампы

Созданный им монументальный образ как бы стремится выйти за пределы…

Выявление общекультурной роли актуального вида искусства

Все эти факты ставят перед исследователем вопрос о той роли, которую…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…