Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века
Однако образ праздника имеет множество двойников-самозванцев. Это праздники-призраки, рожденные в том же времени с его социально-историческими конфликтами и превратностями. Драматизм «Бесприданницы» весь соткан из мутной неразберихи праздничных развлечений.
Кажется, все действующие лица пьесы хотят веселиться, у всех к тому тайные или явные причины: шикует напоследок перед выгодной женитьбой Паратов, в расчете на свадьбу хочет показать себя, «задает обед» Каранды-шев, не прочь позабавиться на чужой счет или от нечего делать Кнуров и Вожеватов. Дерзко бросая вызов общественному мнению, принятым нормам и здравому смыслу, хочет отпраздновать свой праздник, праздник любви Лариса Огудалова.
Расчетливой деятельности практического мира, сделкам и аферам коммерческих людей отведены вполне определенные сроки, отпущено считанное время наживать миллионы и разоряться, ждать выгодной партии и жениться на «золотых приисках» или крохоборством и копеечной экономией собирать капитал - узаконенное обыденностью перебывание временщиков от вчера в завтра. Только у Ларисы с ее «несвоевременной» любовью нет даже самого малого срока - ее время эфемерно, призрачно; поездка на пароходе, которая должна решить ее судьбу («Решайтесь, сейчас или никогда» ), не праздник, но утеха на час, вспышка магния, пустой обманчивый свет. Гибель Ларисы - это страшная плата за ошибку: она поверила призраку, тому, что показалось праздником, самозванца приняла всерьез.
В круговерти сроков, притворившихся временем, безвременность трагически оборванного праздника Ларисы Огудаловой неожиданно приобретает подлинность настоящего: в краткий миг ее неосуществившейся мечты вместились и самозабвенность чувства, и готовность к жертве, и живой порыв открытого горячего сердца - все то, чего могло хватить на целую жизнь и на наших глазах стало причиной гибели.
← Расчетливая деятельность практического мира | Покаяния отверзи ми двери → |
---|