Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Сватовство майора

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Припомним, что такая же физическая сближенность и такая же отъединенность людей была и в «Крестном ходе в Курской губернии», написанном в эти же годы. Мгновенно текущее время было там свое для каждой фигуры. Толпа там производила впечатление не «собррности», но жесткой скученности, люди были не объединены, но лишь стеснены друг от друга. И такое же понимание момента в «Аресте пропагандиста».

Конкретный момент здесь свой для каждого участника сцены. Мгновение для полицейских чинов, читающих бумаги, иное, чем у центральной группы или тем более у тех мужиков, что изображены у окна в глубине избы. Разность моментов в особенности усиливает выражение взаимной отчужденности. Сам заговорщик и его сообщница разделены перегородкой и повернуты спинами друг к другу, полиция занята только бумагами, мужикам нет дела до происходящего, и лишь один на мгновение повернулся, привлеченный возней понятого с арестованным. И в особенности остра эта враждебная отчужденность как раз в центральной группе с фигурой арестанта. Связанный заговорщик вдруг ворохнулся и шевельнул плечами, увидев кого-то из врагов, к нему бросились становой, понятой мужик и сыщик, особенно характерен жест станового, который одновременно и протягивает и отнимает руки от арестанта - от опасного, чужого и физически неприятного ему человека.
Те «полдороги», которые проделала русская живопись от группы фигурок матери и дочери из «Сватовства майора» до «Победоносцева» или «Игнатьева» из эскизов к «Государственному совету», особенно ощутимы как раз на группе полицейских и арестованного. Там художник любовался характерами, здесь смотрит на них с «внимательным отчуждением». Там эти скульптурки выдвинуты на свет, переливаясь всеми своими красками, здесь на свету разваленный чемодан с бумажным сором, тогда как центральный персонаж и окружающие его фигуры задвинуты в полутень и почти сливаются с темнотой. Фигура арестованного в красной рубахе и с выпуклым лбом отчасти обладает еще и цветом и рельефом, однако очертания ее уже слиты с зловеще-темной массой фигур, ее обступающих, и сами эти фигуры уже очень слабо расчленены и по объему и по очертаниям.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Религиозная картина мира

Тем самым отвергается использование искусства религией, моралью или…

Эстетическая избирательность фольклора

Эстетика фольклорного изображения действительности в целом ряде…

Личностный подход в культурологии

С этим нельзя не согласиться. Но на каких основаниях должно строить…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…