Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века
В целом же картины 1880-х годов можно назвать своего рода эпилогом народовольческой серии. Если в небольших картинах, задуманных в конце 1870-х годов, преобладали, пожалуй, вопросы, напряженные колебания в отношении к народническому движению, то для больших картин 1880-х годов характернее ответы на эта вопросы (чем, кстати, возможно, определялись и относительно большие их размеры). При этом если в небольших картинах, начатых в 1870-е годы, Репин скорее сам вырабатывал свое отношение к героям, то в 1880-е годы скорее «плыл в волнах» интеллигентских взглядов и мнений.
1880-е годы стали своего рода эпилогом самого движения «действенного народничества», как его теперь называют. Цареубийство 1 марта 1881 г. стало буквальным водоразделом в отношении общества к войне народовольцев с царизмом. Если до этого публика во многом еще колебалась в своих оценках методов террористов, то теперь подобным колебаниям приходит конец. Единодушное неприятие террора широким обществом немедленно отразилось и на самом движении: террор прекратился как по мановению руки и «Народная воля» распалась. «Все рассказы (о цареубийстве) носили тогда одинаковый характер, - вспоминал этот период А. Н. Бенуа, - ужас перед совершившимся и абсолютное осуждение преступников-террористов, тогда как до того „нигилисты" были почти в моде» .
А. Н. Бенуа особенно акцентировал всеобщность этого осуждения, т. е. его распространение на все круги и сословия. Фотографии убитого Александра II с оторванными бомбой ногами, до пояса закрытого в гробу каким-то покровом («жутко было подумать, что там, где должны быть ноги, были лишь какие-то „клочки"»), висели затем годами не только в кабинете бывшего придворного архитектора Н. Л. Бенуа, ,но и в «каморке» одной из его горничных. «Ольга Ивановна, Степанида и прочие наши домочадцы, ходили в Зимний дворец прощаться с государем, и на это у них ушла целая ночь» .
← Масса интеллигенции | Поистине уникальные черты народовольческой серии Репина → |
---|