Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Мгновенный срез

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

В целом же картины 1880-х годов можно назвать своего рода эпилогом народовольческой серии. Если в небольших картинах, задуманных в конце 1870-х годов, преобладали, пожалуй, вопросы, напряженные колебания в отношении к народническому движению, то для больших картин 1880-х годов характернее ответы на эта вопросы (чем, кстати, возможно, определялись и относительно большие их размеры). При этом если в небольших картинах, начатых в 1870-е годы, Репин скорее сам вырабатывал свое отношение к героям, то в 1880-е годы скорее «плыл в волнах» интеллигентских взглядов и мнений.

1880-е годы стали своего рода эпилогом самого движения «действенного народничества», как его теперь называют. Цареубийство 1 марта 1881 г. стало буквальным водоразделом в отношении общества к войне народовольцев с царизмом. Если до этого публика во многом еще колебалась в своих оценках методов террористов, то теперь подобным колебаниям приходит конец. Единодушное неприятие террора широким обществом немедленно отразилось и на самом движении: террор прекратился как по мановению руки и «Народная воля» распалась. «Все рассказы (о цареубийстве) носили тогда одинаковый характер, - вспоминал этот период А. Н. Бенуа, - ужас перед совершившимся и абсолютное осуждение преступников-террористов, тогда как до того „нигилисты" были почти в моде» .
А. Н. Бенуа особенно акцентировал всеобщность этого осуждения, т. е. его распространение на все круги и сословия. Фотографии убитого Александра II с оторванными бомбой ногами, до пояса закрытого в гробу каким-то покровом («жутко было подумать, что там, где должны быть ноги, были лишь какие-то „клочки"»), висели затем годами не только в кабинете бывшего придворного архитектора Н. Л. Бенуа, ,но и в «каморке» одной из его горничных. «Ольга Ивановна, Степанида и прочие наши домочадцы, ходили в Зимний дворец прощаться с государем, и на это у них ушла целая ночь» .

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Производные характеристики фольклора

Производные характеристики фольклора, являющиеся продуктом более или…

Новые возможности перед культурологией

А искусствоведение, изучая искусство в этом свете, открывает новые…

Жизнетворчество

В символических образах обрядового искусства народ запечатлел свое…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…