Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Мгновенный срез

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

В целом же картины 1880-х годов можно назвать своего рода эпилогом народовольческой серии. Если в небольших картинах, задуманных в конце 1870-х годов, преобладали, пожалуй, вопросы, напряженные колебания в отношении к народническому движению, то для больших картин 1880-х годов характернее ответы на эта вопросы (чем, кстати, возможно, определялись и относительно большие их размеры). При этом если в небольших картинах, начатых в 1870-е годы, Репин скорее сам вырабатывал свое отношение к героям, то в 1880-е годы скорее «плыл в волнах» интеллигентских взглядов и мнений.

1880-е годы стали своего рода эпилогом самого движения «действенного народничества», как его теперь называют. Цареубийство 1 марта 1881 г. стало буквальным водоразделом в отношении общества к войне народовольцев с царизмом. Если до этого публика во многом еще колебалась в своих оценках методов террористов, то теперь подобным колебаниям приходит конец. Единодушное неприятие террора широким обществом немедленно отразилось и на самом движении: террор прекратился как по мановению руки и «Народная воля» распалась. «Все рассказы (о цареубийстве) носили тогда одинаковый характер, - вспоминал этот период А. Н. Бенуа, - ужас перед совершившимся и абсолютное осуждение преступников-террористов, тогда как до того „нигилисты" были почти в моде» .
А. Н. Бенуа особенно акцентировал всеобщность этого осуждения, т. е. его распространение на все круги и сословия. Фотографии убитого Александра II с оторванными бомбой ногами, до пояса закрытого в гробу каким-то покровом («жутко было подумать, что там, где должны быть ноги, были лишь какие-то „клочки"»), висели затем годами не только в кабинете бывшего придворного архитектора Н. Л. Бенуа, ,но и в «каморке» одной из его горничных. «Ольга Ивановна, Степанида и прочие наши домочадцы, ходили в Зимний дворец прощаться с государем, и на это у них ушла целая ночь» .

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Праздничный экстаз

Наиболее адекватной формой воплощения эстетики преображения…

Целостность искусства

Творцом считался этот «Ты», который уже обожествлялся и, будучи очень…

Сознание или иной взгляд на жизнь

Тщательное наблюдение обнаружило гораздо более глубокое, нежели…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…