Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века
В художественном космосе Толстого временные отрезки человеческого существования мыслились как определенные состояния, которые либо исчезали, либо возвращались вновь; праздничное переживание жизни как состояние детской души могло ожить в памяти и, строго говоря, не подчинялось закону времени. В пьесах Островского время как таковое становится одной из основных констант образа праздника.
Оно получает удивительный динамизм и своеобразную пространственную глубину, течет с разной скоростью несколькими потоками, как бы влитыми один в другой. Время неразрывно с развертыванием сюжета, действиями персонажей и необратимо.
Нигде специально не оговоренное в монологах или диалогах героев, праздничное время, в сущности, могло бы быть рассмотрено здесь как оригинальная историософская концепция. Она получает живое преломление в пространственно-временных моментах, как бы плотно упакованных, растворенных в реальных формах быта, ритуальных традициях, житейском обиходе. Для человека XIX в. многие представления, сегодня требующие разъяснений, воспринимались вполне непосредственно, глазами, на слух, совпадали с чем-то столь привычным, что могли, как само собой разумеющееся, остаться незамеченными. Например, отнюдь не только сюжетный, но и сверхбытовой смысл масленичного гулянья в драме «Не так живи, как хочется» серьезному обсуждению в современной писателю критике не подвергался. Между тем сам выбор праздника крайне важен с точки зрения времени, его житейского, исторического и космогонического содержания.
← В художественном космосе Толстого | Живописная фактура пьесы → |
---|