Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Поистине уникальные черты народовольческой серии Репина

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

В «массе» этой угадываются какие-то движения, головы сгрудились, но в стороны торчат то локоть понятого, что резко откинутая черная рука с фуражкой. Традиционно-предметный язык картины Репина как бы не позволяет ему достигнуть той меры гротескной экспрессии, которой смог достигать Федотов в своих «Игроках», однако в самом виде и темного и как бы копошащегося «клубка фигур» с арестованным в центре мы словно предчувствуем у Репина и такие художественные возможности.

Поистине уникальные черты народовольческой серии Репина - прежде всего те, которые выразили неповторимую психологию народнического движения, его способность впрямую сближать вековечные идеалы евангельского учения с каждодневным путем сегодняшнего человека. С народническим «евангельским движением» - как и с толстовством 1880-х годов - духовная русская культура вступала в, по-видимому, необходимую в ее развитии «протестантскую фазу», в ту фазу в основном виецерковного религиозно-нравственного самосознания личности, которая в западноевропейской духовной культуре приходилась еще на эпоху реформации. То, как народническая молодежь 1874 года отправлялась в народ с евангелием перед грудью, и в самом деле сближало ее с Толстым начала 1880-х годов. Толстой не менее страстно и не менее лично интерпретировал (и переводил) в ту пору Евангелие, взывая к каждодневным поступкам, к самому повседневному нравственному самоощущению читателей (а в трудных случаях обращался и к переводу Евангелия, сделанному протестантским вероучителем Лютером).
И в ту же струю в духовном движении интеллигенции вливалось в 1880-1890-е годы творчество позднего Ге, как по природе своей «протестантского» художника, а в конце 1870-1880-х годов и интересующая нас народовольческая серия Репина. В картинах, выражающих именно эту грань, особое значение, как и у Ге, приобретало сближение неподвижного «времени мифа» и непрестанно текущего «мгновенного времени». «Мгновенный срез» текущего момента, с одной стороны, как и всегда, создавал ощущение нашего непосредственного присутствия при происходящем, а с другой - как бы приостанавливал на этом «срезе» текущее время, давая нам возможность увидеть «за ним» или «сквозь него» неменяющиеся «очертания мифа». Пожалуй, наибольшего напряжения такая «протестантская» нота достигала в картинах 1880-х годов, в особенности в центральной из них - «Не ждали», с ее (нередким и у Ге) соединением нравственной экзальтации и психологического натурализма. В «Не ждали» нет уже ни интереса к характеру, как в «Аресте пропагандиста», ни выражения нравственного идеала, как в «Отказе от исповеди», однако моралистическая интонация здесь резко усиливается, достигая даже и некоторой оголенное.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Повышенная экспрессия жизни

Повышенная экспрессия жизни, присущая народному переживанию красоты и…

Культурологический подход

Но по мере ее наполнения все труднее оказывается определить сущность…

Сущность Шиллера

Вечно прикованный к отдельному малому обрывку целого, человек сам…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…