Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
И наконец, завершает майскую ночь и ее фантастические события картина восхода солнца, возвращающая тот же материал (реприза вступления к III действию), но в «рассветном» и «солнечном» у Римского-Корсакова до-мажоре, в разрастающейся динамике (от пианиссимо до фортиссимо), в единстве с речитативом Левко на теме ночи.
В итоге образ Левко, воссоединяясь с миром природы, рождает в творчестве Римского-Корсакова новый тип героя - находящегося в гармонии и единстве с природным окружением («природного» героя) - и певца, художника - человека одухотворенного и истинного, носителя подлинно глубинной народной нравственности, поверяемой отношением к природе, и потому обладающего особым нравственным зрением, помогающим ему прозревать зло, разрушать его чары и восстанавливать нарушенную им гармонию природного и нравственного миропорядка (вспомним, что именно он безошибочно узнает в хороводе русалок злую мачеху Панночки и освобождает ее от злых чар). И в этом плане он провозвестник не только Садко и Леля в творчестве композитора, но и Февронии.
В «Майской ночи» Римский-Корсаков впервые вводит в художественный мир оперы космическую образность, расширяя пространство малороссийского быта за пределы земли, делая ночное небо, звезды и лунный свет не только атрибутами пйзажа, но и представителями духовного мира главных героев и участниками длящегося народного обряда, т. е., посредством мифологизации гоголевской повести создает свою концепцию гармоничного единства мира человека, бытия народа и природы.
← Перед Рождеством | Образность воссоздается Римским-Корсаковым → |
---|