Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
В связи с этим заметим, что природа занимала особое место и в жизни композитора, и в его художественном мышлении - «звукосозерцании» с его синтетической зрительно-слуховой, живописно-музыкальной природой. И само творчество, и множество сохранившихся материалов свидетельствуют о редкостной врожденной, ярко проявившейся уже в раннем детстве непосредственно-чувственной восприимчивости и впечатлительности Римского-Корсакова.
Андрей Николаевич писал, что будущий композитор в детстве отличался «непосредственностью, нервностью, нежностью и трепетностью», а сам Николай Андреевич уже в преклонном возрасте утверждал, что «творец от обыкновенного смертного отличается лишь громадною восприимчивостью к слабым эмоциям». Сенситивная отзывчивость Римского-Корсакова на окружающий мир была многогранной, интенсивной и синтетической в своей основе, о чем свидетельствуют и цветной слух с красочным и тепловым ощущением тональностей, тембров и даже отдельных аккордов ш, и органическое взаимодействие картинно-живописного и музыкального в композиторском мышлении, и постоянная потребность в постижении мира через созерцание как важнейший импульс и необходимое условие для творчества. Глубокий и ясный ум, стремящийся к философски-целостному охвату мира, сочетался в нем с вдохновенной поэтичностью восприятия, универсализм мыслителя - с обостренной сенситивностью художника-колориста и поэта.
Наиболее сильная потребность у композитора была в общении с природой, которая представляла ему бесконечное разнообразие зрительных и слуховых впечатлений, служила источником эстетически и психологически гармонизующих эмоций. Созерцание природы, погружение в нее до ощущения полного слияния с ней было необходимым условием его духовной жизни и творчества.
← Обряды в операх Римского-Корсакова | Ночи перед Рождеством → |
---|