Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
После разрешения конфликта в подводном царстве с вмешательством Старчища, при возвращении Садко с царевной Волховой в мир реальный, вновь интонационную связь осуществляет рассматриваемая тема, сочетающаяся здесь с уходящими, «рассыпающимися» темами волшебного царства и отзвуками прощального хора его обитателей.
Но еще более значительный интонационный процесс сопровождает окончательное исчезновение фантастического мира, поглощение его сомкнувшимися водами Окиана-моря синего. В оркестровом заключении VI картины, когда уже «сошло со сцены» царство Царя Морского, окончательная ликвидация темных фантастических сил, господствовавших над природой, осуществляется противоборством двух тем. Борьба темы моря-Окиана с властной и могущественной в прошлом темой Морского царя в их вертикально-подвижном контрапункте (ц. 1180- ц. 1 190) завершается поглощением второй из них первой, растворением лейтмотива царя-владыки в теме моря как образа природы, утверждаемой в ритмическом увеличении. Космос восстановлен. И наконец, социальное значение моря для жизни Новгорода как торгового морского пути, укрепляющего его государственное могущество, утверждается в финальной сцене, где заключительное апофеозное звучание темы в оркестре одновременно суммирует и все другие смысловые значения образа моря в опере.
Море неразлучно с героями и в «Сказке о царе Салтане» - этом поэтичнейшем создании Римского-Корсакова. После суетливого мира Тмутаракани, с его замкнутым пространством, мельтешением корыстолюбивых страстей и злокозненных измышлений, оно появляется сразу как выход в открытый мир, в необъятный природный космос, где в гармоничном согласии между собой - бездонное небо и море, звезды и волны. И эта вселенная - шатер из ночного неба и моря - принимает в себя человека, укрывает и оберегает мать и ребенка, а ее порядок и гармоничное совершенство умеряют страдания и придают силы.
← После разрешения конфликта | Основной образ оперы → |
---|