Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Сложные преобразования

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

После разрешения конфликта в подводном царстве с вмешательством Старчища, при возвращении Садко с царевной Волховой в мир реальный, вновь интонационную связь осуществляет рассматриваемая тема, сочетающаяся здесь с уходящими, «рассыпающимися» темами волшебного царства и отзвуками прощального хора его обитателей.

Но еще более значительный интонационный процесс сопровождает окончательное исчезновение фантастического мира, поглощение его сомкнувшимися водами Окиана-моря синего. В оркестровом заключении VI картины, когда уже «сошло со сцены» царство Царя Морского, окончательная ликвидация темных фантастических сил, господствовавших над природой, осуществляется противоборством двух тем. Борьба темы моря-Окиана с властной и могущественной в прошлом темой Морского царя в их вертикально-подвижном контрапункте (ц. 1180- ц. 1 190) завершается поглощением второй из них первой, растворением лейтмотива царя-владыки в теме моря как образа природы, утверждаемой в ритмическом увеличении. Космос восстановлен. И наконец, социальное значение моря для жизни Новгорода как торгового морского пути, укрепляющего его государственное могущество, утверждается в финальной сцене, где заключительное апофеозное звучание темы в оркестре одновременно суммирует и все другие смысловые значения образа моря в опере.
Море неразлучно с героями и в «Сказке о царе Салтане» - этом поэтичнейшем создании Римского-Корсакова. После суетливого мира Тмутаракани, с его замкнутым пространством, мельтешением корыстолюбивых страстей и злокозненных измышлений, оно появляется сразу как выход в открытый мир, в необъятный природный космос, где в гармоничном согласии между собой - бездонное небо и море, звезды и волны. И эта вселенная - шатер из ночного неба и моря - принимает в себя человека, укрывает и оберегает мать и ребенка, а ее порядок и гармоничное совершенство умеряют страдания и придают силы.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Поперек научного знания

Иное дело, когда речь должна идти о действительно нерасчленимом,…

Символ или символизация

С помощью символа предпринимается попытка всеобъемлющего философского…

Мифология как способ мышления и миросозерцания

Мифология как способ мышления и миросозерцания, адекватный…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…