Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Сложные преобразования

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

После разрешения конфликта в подводном царстве с вмешательством Старчища, при возвращении Садко с царевной Волховой в мир реальный, вновь интонационную связь осуществляет рассматриваемая тема, сочетающаяся здесь с уходящими, «рассыпающимися» темами волшебного царства и отзвуками прощального хора его обитателей.

Но еще более значительный интонационный процесс сопровождает окончательное исчезновение фантастического мира, поглощение его сомкнувшимися водами Окиана-моря синего. В оркестровом заключении VI картины, когда уже «сошло со сцены» царство Царя Морского, окончательная ликвидация темных фантастических сил, господствовавших над природой, осуществляется противоборством двух тем. Борьба темы моря-Окиана с властной и могущественной в прошлом темой Морского царя в их вертикально-подвижном контрапункте (ц. 1180- ц. 1 190) завершается поглощением второй из них первой, растворением лейтмотива царя-владыки в теме моря как образа природы, утверждаемой в ритмическом увеличении. Космос восстановлен. И наконец, социальное значение моря для жизни Новгорода как торгового морского пути, укрепляющего его государственное могущество, утверждается в финальной сцене, где заключительное апофеозное звучание темы в оркестре одновременно суммирует и все другие смысловые значения образа моря в опере.
Море неразлучно с героями и в «Сказке о царе Салтане» - этом поэтичнейшем создании Римского-Корсакова. После суетливого мира Тмутаракани, с его замкнутым пространством, мельтешением корыстолюбивых страстей и злокозненных измышлений, оно появляется сразу как выход в открытый мир, в необъятный природный космос, где в гармоничном согласии между собой - бездонное небо и море, звезды и волны. И эта вселенная - шатер из ночного неба и моря - принимает в себя человека, укрывает и оберегает мать и ребенка, а ее порядок и гармоничное совершенство умеряют страдания и придают силы.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Проблема понимания

Так или иначе приходится признать, что структура современного…

Быстрый прогресс естественных наук

Однако подобные художественные заимствования не есть синтез искусств…

Отход от риторики

Примерно в том же духе высказывался и Гегель. С переориентацией…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…