Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Истоки его «космологии»

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Время как бы становится пространством. А пространство мира человека как среда обитания и действия героев многократно расширяется, раскрывается в мир природы. Таким путем в музыкальных пейзажах Римского-Корсакова осуществляется соотнесение сюжетного времени и пространства - исторического, социального, психологического, сказочного, былинного - с внесюжетным и надвременным, с временем вечности, с ее бесконечной длительностью, медленным течением, разреженной событийностью и одухотворенной красотой природно-пространственного континуума.

Так звуковые картины природы как неотъемлемая часть художественной картины мира в произведениях Римского-Корсакова безгранично расширяют ее пространственно-временной и смысловой объем, представляя природу как космос, и раскрывают фундаментальные черты его не только как композитора, живописующего в звуках красоту и поэзию природы, но и как мыслителя, выстраивающего в своих операх целостную модель мира, основу которой составляет идея гармонизации человека и природы, социума и космоса. В подобной трактовке картин природы и в самом их образном содержании нельзя не заметить общности с философскими пейзажами И. И. Левитана, М. А. Врубеля, М. В. Нестерова 1890-х годов, стремившихся к воплощению крупной общезначимой проблематики смысла и национальных корней бытия, взаимосвязи человека и природы, используя для этого грандиозные развороты воды и неба с их бездонной глубиной и необозримостью просторов, где «природа выступает не в повседневности, а в некоем значительном смысле». В подобной трактовке пейзажей отразилось стремление композитора к воплощению универсально значимых принципов взаимоотношения общества и природы, которые извечно были показателем состояния системы социально-нравственного миропорядка и которые чрезвычайно актуализировались в настоящее время в международном, всечеловеческом масштабе.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Историческое единство человеческой культуры

Присущее современной науке обостренное чувство глубокого…

Послереволюционное развитие искусствознания

Послереволюционное развитие искусствознания проходило под знаком…

Панлогизм и социальная психология

Общая направленность культурного процесса движется по пути освоения…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…