Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Основной образ оперы, программно изложенный в оркестровом вступлении «Окианморе синее» во всей своей живописной яркости и могучей силе, прозвучавший в I картине как тема мечты Садко, входит в драматургическое развитие главной действующей силой в начале V картины и остается таковым до конца. Он открывает и заключает все три последние картины, сопровождает Садко во всех перипетиях его подводного странствия и завершает оперу. Однако он не иллюстрирует сюжет, а получает самостоятельную музыкальную концепцию.
Вся V картина построена на разработке темы моря, которая существенно изменяется уже к концу оркестрового вступления, после остановки корабля и в продолжение последующей сцены жеребьевки. Она приближается здесь по звучанию к теме рока: ее плавный мелодический рисунок дробится на отдельные сегменты и интонационно деформируется, в нее внедряется характерный «стук судьбы» у литавр (ц. 80-ц. 100 и далее). В конце картины, когда «судьба свершилась» и Садко остается «середь моря один», море восстанавливается в своем первоначальном - «природном» образе и значении, как спокойно колышащийся бескрайний водный простор, что сопровождается репризой начала картины и оркестрового вступления ко всей опере «Окиан-море синее».
Но едва над морем «восходит полный месяц» и начинается перемещение действия из мира реального, надводного в мир фантастический, подводный (сцена погружения Садко в конце V картины), тема моря вновь меняет свое обличье и значение. Сначала психологизируется, передавая сердечное волнение Садко в предчувствии близкого «часа свиданья» (ц. 350) и ответный зов Волховы из глубины царства подводного (ц. 370-380). Погружение же действия в глубь моря осуществляется путем перемещения темы в иной интонационно-гармонический мир в начале VI картины. Она звучит здесь в увеличенном ладу и выступает уже в другом значении - как элемент узора дивного, изысканно-красочного декоративного полотна, каковое представляет собой музыкальная картина подводного царства. Поэтому главной здесь является ее колористическая трактовка: сохранение в неизменности вычлененного из нее двутакта (подобно раппорту в орнаменте) и его темброво-гармоническое «расцвечивание». Так тема природы «погружается» в интонационную среду фантастического царства, осуществляя связь двух миров. Но роль ее на этом не кончается. В кульминации VI картины тема моря фиксирует начало превращения могучей силы природы, природного космоса в фантастическую стихию, в хаос (пляска Морского царя и Царицы-Водяницы - 6 тактов до ц. 970).
← Сложные преобразования | Перед Рождеством → |
---|