Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Основной образ оперы

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Основной образ оперы, программно изложенный в оркестровом вступлении «Окианморе синее» во всей своей живописной яркости и могучей силе, прозвучавший в I картине как тема мечты Садко, входит в драматургическое развитие главной действующей силой в начале V картины и остается таковым до конца. Он открывает и заключает все три последние картины, сопровождает Садко во всех перипетиях его подводного странствия и завершает оперу. Однако он не иллюстрирует сюжет, а получает самостоятельную музыкальную концепцию.

Вся V картина построена на разработке темы моря, которая существенно изменяется уже к концу оркестрового вступления, после остановки корабля и в продолжение последующей сцены жеребьевки. Она приближается здесь по звучанию к теме рока: ее плавный мелодический рисунок дробится на отдельные сегменты и интонационно деформируется, в нее внедряется характерный «стук судьбы» у литавр (ц. 80-ц. 100 и далее). В конце картины, когда «судьба свершилась» и Садко остается «середь моря один», море восстанавливается в своем первоначальном - «природном» образе и значении, как спокойно колышащийся бескрайний водный простор, что сопровождается репризой начала картины и оркестрового вступления ко всей опере «Окиан-море синее».
Но едва над морем «восходит полный месяц» и начинается перемещение действия из мира реального, надводного в мир фантастический, подводный (сцена погружения Садко в конце V картины), тема моря вновь меняет свое обличье и значение. Сначала психологизируется, передавая сердечное волнение Садко в предчувствии близкого «часа свиданья» (ц. 350) и ответный зов Волховы из глубины царства подводного (ц. 370-380). Погружение же действия в глубь моря осуществляется путем перемещения темы в иной интонационно-гармонический мир в начале VI картины. Она звучит здесь в увеличенном ладу и выступает уже в другом значении - как элемент узора дивного, изысканно-красочного декоративного полотна, каковое представляет собой музыкальная картина подводного царства. Поэтому главной здесь является ее колористическая трактовка: сохранение в неизменности вычлененного из нее двутакта (подобно раппорту в орнаменте) и его темброво-гармоническое «расцвечивание». Так тема природы «погружается» в интонационную среду фантастического царства, осуществляя связь двух миров. Но роль ее на этом не кончается. В кульминации VI картины тема моря фиксирует начало превращения могучей силы природы, природного космоса в фантастическую стихию, в хаос (пляска Морского царя и Царицы-Водяницы - 6 тактов до ц. 970).

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Заслуги Плеханова

Одним из следствий такого преувеличения явилось растворение…

Народное искусство как целостный объект

Об этом же свидетельствует и тот факт, что далеко не каждый народный…

Светоносные равнины

Специфический колорит локальных, широких живописных масс порождает…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…