Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Святый вечер

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Однако важно не только присутствие обрядов в операх композитора, но и их соотношение с основным драматическим действием. Драмы героев, перипетии их взаимоотношений обычно разыгрываются не просто на фоне обряда, а внутри него и в постоянном соотнесении с ним.

Так, в «Майской ночи» кульминационный «взрыв» в обряде в фантастическом мире - обнаружение мачехи во время игры в ворона и ее устранение - оказывается разрешением главного конфликта, поражением зла и становится залогом разрешения всех противоречий в реальном мире - устранения препятствий на пути героев к свадьбе. В «Снегурочке» взаимодействие драмы героини с обрядом сложнее и глубже. Каждая из трех стадий развития обряда в опере завершается драматично. В I действии - драмой отвергнутой Купавы, когда ее поначалу обрядовый плач-причитание перерастает в подлинный, идущий из глубины оскорбленной души экспрессивный плач-рыдание (финал I акта). Затем, после завершения обряда венчания «горячим поцелуем» Леля и Купавы, - драмой отвергнутой Снегурочки («Мучительную ревность узнала я, любви не зная» - финал III акта). И в его заключительной стадии - гибелью счастливой Снегурочки, узнавшей любовь, но тающей в горячих лучах Ярилы-Солнца (финал IV акта). Одновременно все этапы драматизации обряда - разрыва обряда драмой - являются и ступенями в нарастании любви в сердцах «веселых берендеев» (в нем все время меняются пары: Купава - Мизгирь, Снегурочка-Лель, Купава-Лель, Снегурочка-Мизгирь, но растет «горячность любовная»), и этапами внутреннего развития Снегурочки, ее очеловечивания путем познания и переживания различных человеческих чувств: обиды, ревности, страха любви и восторга любви. А кульминация обряда - заключение счастливых брачных союзов на заре Ярилина дня - становится и кульминацией драматического действия оперы, завершаясь сценой таяния Снегурочки.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Художественная реальность фильма

Да это и есть театр, театр вещей (людей), пантомима инструментов.…

Лепка мизансцены

Конечно, городская площадь чересчур велика для сцены, но ее…

Образный строй искусства

Взаимопереходы искусства с общими духовно-содержательными процессами…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…