Автор: Мария Новикова | Категория: Искусство
«Вовлечение» - акт чувственного уподобления реальности. Зритель входит в мир картины или экрана потому, что считает его обычным, реальным миром. «Выхождение» же всегда программируется интеллектуальными усилиями художника.
Виктор Шкловский в 20-е годы назвал этот прием управления зрительской динамикой «остранением». Предмет как бы становится странным и благодаря усилиям художника расподобляется с реальностью. Это различие, странность и будят мысль. Только так и возможна полнокровная жизнь искусства.
Современное искусство демонстрирует сложные подходы к овладению не менее сложной реальностью сегодняшнего дня. Здесь не может быть никаких упрощений или общих рецептов. «Куст роз» - так назвал Михаил Савицкий одну из последних работ. Известный белорусский художник поднял большую тему гармонии человека и природы. Изобразительная канва картины предельно проста: молодая мать, круг ее близких. Картина не была бы столь поэтична, если бы не розы, так любовно «выращенные» художником на полотне. Алые шары стремятся как бы выйти за формат картины, разрастаются на всю ширь холста, становятся лейтмотивом композиции. В картине сочетаются предметно-символическое и бытовое повествование, синтез которых и порождает неуловимое поэтическое настроение, картину-размышление, картину-диалог. Диалог человека и природы, диалог поколений.
Художник волен изображать мир по-своему, индивидуально-образно. Но он всегда что-то выделяет в изображенной им реальности. Это и становится проводником авторского видения.
Так, можно определить три крайне различные позиции художественного видения. Первая - когда все, что окружает человека, «сжимается» до предметного минимума, двух-трех вещей, иногда одной вещи. Но чтобы отразить не просто окружение человека, а его мир, вещь всегда изображается не сама по себе, а в отношении к ее реальному, исторически конкретному окружению, например к деревянному столику в нидерландском натюрморте.
← Мир предметов | Образ личности → |
---|