Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Колебания в отношении общества

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Обе работы уже гораздо непосредственнее "отразили те колебания в отношении общества к народовольческому движению, которые окрашивали уже и эти годы, а в дальнейшем только усиливались. Уже вскоре после почти символического выстрела Засулич (Трепов отделался легким ранением) С. М. Кравчинский (писавший затем в эмиграции под псевдонимом Степняк) подкараулил на Михайловской площади шефа жандармов генерала Мезенцева и нанес ему рану ножом, от которой Мезенцев и скончался.

За этим последовал приговор, произнесенный комитетом «Народной воли» царю Александру II, и уже вскоре при взрыве в Зимнем дворце пострадало не менее 40 человек солдат и дворцовой прислуги (царь и его свита к этому моменту опоздали). До 1881 г. общая сочувственная оценка борьбы народовольцев с правительством еще не разрушалась, ибо почти за каждым покушением на представителей власти следовали ответные и более массовые казни тех, кто подкладывал бомбы, или же тех, кто их изготовлял. Однако возникало уже и известное отрезвление, попытки оценить заговорщицкую деятельность в целом, начиная от ее истоков, т. е. от пропаганды крестьянских восстаний в 1874 г.
Возможно, что дата 1879 на Остроуховском эскизе поставлена художником задним числом (как часто бывало) и он реально выполнен в 1878 г., быть может, еще в начале года, непосредственно после завершения «Процесса 193-х». В таком случае эскиз к «Аресту пропагандиста» «с фигурой крестьянки» (так будем называть его в отличие от остроуховского эскиза с фигурой старосты с палкой) мог быть исполнен на год, а то и на два позднее, отражая уже иной взгляд художника на события. Во всяком случае, и фигура пропагандиста, и вся окружающая его обстановка там резко меняются по сравнению с остроуховским эскизом. На смену фигуре страдальца, «не от мира сего», привязанного к столбу и окруженного звероподобной толпой, явился характер «российского заговорщика», в который Репин впервые по настоящему пристально вгляделся.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Отношения актера

Отношения актера, зрителя и режиссера взаимообусловлены, а само их…

Художественное бессилие

В одних случаях, когда искусство, подобно жизни, вовлекает нас в…

Методы анализа конкретных фактов

Это не означает, что в исследованиях искусства потеряли всякое…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…