Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Среди излюбленных природных образов в сочинениях Римского-Корсакова выделяются образы моря, ночного звездного неба и леса (они же превалируют и в жизненных пристрастиях композитора), которые были выбраны не только из-за их волнующей красоты, но и осмыслены как проводники его художественных идей. Именно они давали ему возможность пережить космическое чувство единения с миром и единства мира, вырабатывали ощущение безграничности пространства природы и бесконечпости ее бытия, развивали его страсть к созерцанию-размышлению, складывали представления о человеке как части вселенной, накапливали и формировали в нем тот образ мира, который стал основой его творчества.
Не случайно постоянным объектом наблюдений и постижения Римского-Корсакова было звездное небо, «астрономические интересы», «вечные законы небесной механики» , Истоки его «космологии» - ив детстве, с рано выявившейся тягой к «звездной карте» и живому природному окружению, и в кругосветном плавании, когда он долгие месяцы находился между бескрайним морем и безмерным небом, а во время ночных вахт уходил сознанием в мир звезд, стараясь проникнуть в его тайны, постигая его незыблемый порядок - космос, и в счастливых месяцах самозабвенного общения с «живой жизнью» природы летом. При этом красота и гармония природы оценивались Рим-ским-Корсаковым в их глубоком духовно-нравственном значении для человека. Думается, что та взаимосвязь звездного неба над нами и нравственного закона в нас, о которой писал Кант в «Критике практического разума», была пережита и осмыслена им в ее полном и глубоком значении. Оттого и его музыкальные пейзажи воспринимаются в их одухотворенной красоте и живописной пластичности как зрительно-наглядные и одновременно уводящие созерцание в макромир. Пространство в них разворачивается в открытый мир природы и космоса, а время, замедляясь, как бы переходит в «ставшее мгновение» вечности. Так трактуются картины моря в «Садко» и «Сказке о царе Салтане», ночного звездного неба в «Салтане» и «Ночи перед Рождеством», леса-пустыни в «Сказании о невидимом граде Китеже», в которых композитор при помощи далекого пространственного разведения фактурных пластов и их тембрового расслоения, композиционных приемов «остановки» времени, орнаментальных остинатных пластов, служащих выражению бесконечной пространственной горизонтали и временной длительности, максимально замедляет движение и создает иллюзию остановленного и длящегося настоящего, репрезентирующего вечность.
← Истоки его «космологии» | Аффективное отношение к миру как целому → |
---|