Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

После разрешения конфликта

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Море в «Салтане» - могущественная, благожелательная к человеку и чудотворная стихия. Оно исполняет желания и рождает чудеса; дает чудесное спасение, чудесное царство - Леденец, чудесную Царевну-Лебедь, любовь и счастливое воссоединение семьи.

И оно же - пространство, разделяющее и связывающее Тмутаракань и Леденец, мир Салтана и мир Гвидона, отца и сына. И им же исполнен душевный мир Гвидона, неразрывно связанного с морем и в своих действиях (борьба с коршуном над морем, перемещение из одного царства в другое), и в своих помыслах (об отце), и в лирических переживаниях (о Царевне-Лебеди). Поэтому и музыкальный образ моря, рождающийся в самом конце I акта, как бы подхватывающий действие и переводящий его в другое смысловое измерение (переходящий в симфонический антракт ко II акту «В синем небе звезды блещут.. .», где в полном объеме развернута картина природного космоса), прослаивает все действие оперы. Он появляется в начале II акта, когда герои «адаптируются» в мире природы, он дружелюбно раскрывается им, и в его конце, когда они засыпают, а действие вновь подхватывается и продолжается ровным дыханием моря, которое на рассвете дарит героям чудо-чудное, город Леденец. В оркестровом вступлении к III действию, предваряющем арию Гвидона «Ветер по морю гуляет», образ моря соединяется с темой мечты юного князя, устремленного сознанием к «царству славного Салтана». Музыкальный материал моря открывает и II картину III акта, впервые вместе со шмелем-Гвидоном проникая в мир Тмутаракани и осуществляя связь двух миров оперы, равно как и в начале последней картины, когда море воссоединяет семью, делает целостным разорванный злыми кознями мир оперы и тем завершает свою миссию.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Художественный быт

Как долго нам предстоит довольствоваться комбинированием методов…

Мир предметов

Так между вещами начинает струиться жизнь мира, всегда создается…

Безжалостный реализм

Сочетание публицистических и художественных мотивов рождает мысль,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…