Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

После разрешения конфликта

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Море в «Салтане» - могущественная, благожелательная к человеку и чудотворная стихия. Оно исполняет желания и рождает чудеса; дает чудесное спасение, чудесное царство - Леденец, чудесную Царевну-Лебедь, любовь и счастливое воссоединение семьи.

И оно же - пространство, разделяющее и связывающее Тмутаракань и Леденец, мир Салтана и мир Гвидона, отца и сына. И им же исполнен душевный мир Гвидона, неразрывно связанного с морем и в своих действиях (борьба с коршуном над морем, перемещение из одного царства в другое), и в своих помыслах (об отце), и в лирических переживаниях (о Царевне-Лебеди). Поэтому и музыкальный образ моря, рождающийся в самом конце I акта, как бы подхватывающий действие и переводящий его в другое смысловое измерение (переходящий в симфонический антракт ко II акту «В синем небе звезды блещут.. .», где в полном объеме развернута картина природного космоса), прослаивает все действие оперы. Он появляется в начале II акта, когда герои «адаптируются» в мире природы, он дружелюбно раскрывается им, и в его конце, когда они засыпают, а действие вновь подхватывается и продолжается ровным дыханием моря, которое на рассвете дарит героям чудо-чудное, город Леденец. В оркестровом вступлении к III действию, предваряющем арию Гвидона «Ветер по морю гуляет», образ моря соединяется с темой мечты юного князя, устремленного сознанием к «царству славного Салтана». Музыкальный материал моря открывает и II картину III акта, впервые вместе со шмелем-Гвидоном проникая в мир Тмутаракани и осуществляя связь двух миров оперы, равно как и в начале последней картины, когда море воссоединяет семью, делает целостным разорванный злыми кознями мир оперы и тем завершает свою миссию.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Кризис классического рационализма

Кризис классического рационализма, который в тот момент переживала…

Художественное бессилие

В одних случаях, когда искусство, подобно жизни, вовлекает нас в…

Образ личности

Образ личности - лик идеала, который не просто «сходит» со страниц…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…