Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Вступление обряда

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Да и все остальные действия берендеев имеют обрядовый характер. Так, они появляются в Прологе, разыгрывая «Проводы Масленицы», с чучелом Масленицы и другими атрибутами обряда (кстати, сначала он слышен из-за сцены), во II действии дружно славят царя Берендея ритуальным гимном, обрамляющим сцену суда над Мизгирем, завершают оперу грандиозной песнью-славлением и ритуальным обращением ко всемогущему божеству Яриле - символу света, тепла и плодородия, любовной страсти и продолжения жизни.

И это не удивительно. Идиллический мир Берендеевки явно обладает чертами социальной утопии, подобно, например, миру героев «Сна смешного человека» Достоевского. Весь уклад жизни «веселых берендеев» предельно упорядочен, находится в гармоничном единстве с природой, т. е. представляет собой социальный «космос», что и находит выражение в обрядовых формах их действий.
В «Младе» таким объединяющим обрядом является празднование летнего солнцестояния и поворота солнца на зиму в ночь на Ивана Купалу. Подготовкой к народному обряду, купальской хороводной игре - коло и дальнейшему ночному празднованию отмечены первые полтора действия оперы. I акт открывается песней девушек, плетущих венки к предстоящему празднику, предсказывающей его содержание (ее припев: «Ты плетись, махровый мой веночек, заплетайся! Ты гори любовью, мой дружочек, разгорайся!»), а завершается хором приближенных князя Яромира, приглашающих его на праздник («На праздник веселый, в день светлый Купалы, тебя ожидают жрецы и народ»). II акт, весь представляющий собой грандиозную картину древнего языческого празднования дня Купалы, состоит из трех разделов: богатого праздничного торга, собравшего гостей из всех окрестных и далеких земель, ритуального гаданья на священных конях, проводимого жрецами храма Радегаста, переходящего в моленье светлым богам и заканчивающегося жреческим повелением к проведению ночного народно-обрядового действа («А сегодня в купальскую ночь в честь богов совершайте обряд, как то боги и деды велят»), и с наступлением вечера - большой развернутой сцены народного купальского коло как кульминации праздника.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Литературоцентристская ориентация видов искусств

Литературоцентристская ориентация видов искусств этого времени как…

Праздничный экстаз

Наиболее адекватной формой воплощения эстетики преображения…

Опыт отчуждения

Дефицит утративших силу религиозных смысловых ориентации целостности…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…