Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Вступление обряда

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Да и все остальные действия берендеев имеют обрядовый характер. Так, они появляются в Прологе, разыгрывая «Проводы Масленицы», с чучелом Масленицы и другими атрибутами обряда (кстати, сначала он слышен из-за сцены), во II действии дружно славят царя Берендея ритуальным гимном, обрамляющим сцену суда над Мизгирем, завершают оперу грандиозной песнью-славлением и ритуальным обращением ко всемогущему божеству Яриле - символу света, тепла и плодородия, любовной страсти и продолжения жизни.

И это не удивительно. Идиллический мир Берендеевки явно обладает чертами социальной утопии, подобно, например, миру героев «Сна смешного человека» Достоевского. Весь уклад жизни «веселых берендеев» предельно упорядочен, находится в гармоничном единстве с природой, т. е. представляет собой социальный «космос», что и находит выражение в обрядовых формах их действий.
В «Младе» таким объединяющим обрядом является празднование летнего солнцестояния и поворота солнца на зиму в ночь на Ивана Купалу. Подготовкой к народному обряду, купальской хороводной игре - коло и дальнейшему ночному празднованию отмечены первые полтора действия оперы. I акт открывается песней девушек, плетущих венки к предстоящему празднику, предсказывающей его содержание (ее припев: «Ты плетись, махровый мой веночек, заплетайся! Ты гори любовью, мой дружочек, разгорайся!»), а завершается хором приближенных князя Яромира, приглашающих его на праздник («На праздник веселый, в день светлый Купалы, тебя ожидают жрецы и народ»). II акт, весь представляющий собой грандиозную картину древнего языческого празднования дня Купалы, состоит из трех разделов: богатого праздничного торга, собравшего гостей из всех окрестных и далеких земель, ритуального гаданья на священных конях, проводимого жрецами храма Радегаста, переходящего в моленье светлым богам и заканчивающегося жреческим повелением к проведению ночного народно-обрядового действа («А сегодня в купальскую ночь в честь богов совершайте обряд, как то боги и деды велят»), и с наступлением вечера - большой развернутой сцены народного купальского коло как кульминации праздника.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Движение Бури и натиска

Во всяком случае, переход от манеры к стилю, который осуществил Гете…

Анализ процессов опредмечивания человека в создаваемом им предметном мире

Критикуя недостаточную обоснованность ряда концепций, он решает…

Мифология как способ мышления и миросозерцания

Мифология как способ мышления и миросозерцания, адекватный…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…