Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Даже и теперь, когда солнечный купальский эпос для меня уже отчасти утратил прежнее обаяние, я все-таки не могу вполне отрешиться от всякого рода пантеистических идей"».
В этом высказывании композитора, говорящем само за себя, акцентируем внимание на словах «сызмала всегда склонный к пантеизму»: они указывают на присущую ему мифологизацию природы как на органическую черту его индивидуальности, для которой сюжет «Снегурочки» явился наиболее благоприятной почвой, и не исчерпавшую себя с завершением цикла языческо-мифологических опер. Здесь же Римским-Корсаковым отмечена и другая, не менее важная для понимания его внутреннего мира, мышления и творчества особенность - психологическая гармонизация, «слияние» с миром. Отсюда становится понятным, что общение с природой не только предоставляло его художественному восприятию разнообразие зрительно-слуховых впечатлений, но и отвечало духовной потребности пережить «космическое чувство слияния с природой», ощутить себя частицей ее неизбывного, «безначального и бесконечного» бытия, выявляло и формировало в нем «аффективное отношение к миру как целому». А все отмеченные свойства восприятия, переживания и постижения через созерцание природы мира как целого объясняют и художественную интерпретацию образа природы в произведениях Римского-Корсакова, ее значение и место в создаваемой им картине мира.
← Аффективное отношение к миру как целому | Обряды в операх Римского-Корсакова → |
---|