Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Море в «Салтане»

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Наконец, венец корсаковского творчества в рассматриваемом аспекте - его великое создание «Сказание о невидимом граде Китеже», где искомое нами содержание фокусируется в образе Февронии. И дело здесь не только в том, что великолепная, одухотворенная, исполненная «живой жизни» «Похвала пустыне» (тоже сквозной в опере образ леса - матери-земли, вскормившей и взрастившей Февронию) - это характеристика и природного космоса, и органичной жизненной среды героини, а в образе Февронии воплощены единство и гармония человека и природы (что само по себе является художественным завоеванием и одной из главных тем всего творчества Римского-Корсакова).

Образ Февронии совершенно закономерен в художественном мире композитора, типично корсаковский и вместе с тем даже у него уникальный. В нем в совершенной художественной форме кульминационно выражено то космическое чувство слияния с природой и аффективное отношение к миру как целому, которое было свойственно самому композитору и которое в опере составляет концептуальное ядро, доминанту этого образа. Полная и органичная слиянность героини с окружающим ее миром, когда не только она понимает настроение и язык зверей, птиц, цветов, деревьев, но и они понимают ее, доверчиво обращаясь с ней и отзываясь на каждое ее душевное движение,- именно это пребывание человека в космосе природного бытия делает его совершеннейшим созданием природы. Важно то, что само духовное содержание образа Февронии космично, соизмеримо с окружающей ее живой вселенной и потому находится с ней в полном и гармоничном равновесии. И оттого именно она, Феврония, одухотворяет все вокруг себя, несет в себе и творит вокруг себя нравственный космос, а ее отношение к природе есть центральная ось этого космоса - социально-нравственного миропорядка. Но композитор показывает не только это.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Клубная художественная самодеятельность

Немудрено, что после подобных экстраполяций, поддерживаемых…

Путешествие за бабочкой

Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…

Символический схематизм

Его онтологизированная семантика, освященная традицией и преданием,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…