Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Море в «Салтане»

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Наконец, венец корсаковского творчества в рассматриваемом аспекте - его великое создание «Сказание о невидимом граде Китеже», где искомое нами содержание фокусируется в образе Февронии. И дело здесь не только в том, что великолепная, одухотворенная, исполненная «живой жизни» «Похвала пустыне» (тоже сквозной в опере образ леса - матери-земли, вскормившей и взрастившей Февронию) - это характеристика и природного космоса, и органичной жизненной среды героини, а в образе Февронии воплощены единство и гармония человека и природы (что само по себе является художественным завоеванием и одной из главных тем всего творчества Римского-Корсакова).

Образ Февронии совершенно закономерен в художественном мире композитора, типично корсаковский и вместе с тем даже у него уникальный. В нем в совершенной художественной форме кульминационно выражено то космическое чувство слияния с природой и аффективное отношение к миру как целому, которое было свойственно самому композитору и которое в опере составляет концептуальное ядро, доминанту этого образа. Полная и органичная слиянность героини с окружающим ее миром, когда не только она понимает настроение и язык зверей, птиц, цветов, деревьев, но и они понимают ее, доверчиво обращаясь с ней и отзываясь на каждое ее душевное движение,- именно это пребывание человека в космосе природного бытия делает его совершеннейшим созданием природы. Важно то, что само духовное содержание образа Февронии космично, соизмеримо с окружающей ее живой вселенной и потому находится с ней в полном и гармоничном равновесии. И оттого именно она, Феврония, одухотворяет все вокруг себя, несет в себе и творит вокруг себя нравственный космос, а ее отношение к природе есть центральная ось этого космоса - социально-нравственного миропорядка. Но композитор показывает не только это.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Движение Бури и натиска

Во всяком случае, переход от манеры к стилю, который осуществил Гете…

Проблема методологического конструирования фольклористики

Ее успешное решение обеспечило бы фольклористам выход на новые…

Дионисическое искусство

Чудесное в своей внезапности, дионисическое искусство позволяет…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…