Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Наконец, венец корсаковского творчества в рассматриваемом аспекте - его великое создание «Сказание о невидимом граде Китеже», где искомое нами содержание фокусируется в образе Февронии. И дело здесь не только в том, что великолепная, одухотворенная, исполненная «живой жизни» «Похвала пустыне» (тоже сквозной в опере образ леса - матери-земли, вскормившей и взрастившей Февронию) - это характеристика и природного космоса, и органичной жизненной среды героини, а в образе Февронии воплощены единство и гармония человека и природы (что само по себе является художественным завоеванием и одной из главных тем всего творчества Римского-Корсакова).
Образ Февронии совершенно закономерен в художественном мире композитора, типично корсаковский и вместе с тем даже у него уникальный. В нем в совершенной художественной форме кульминационно выражено то космическое чувство слияния с природой и аффективное отношение к миру как целому, которое было свойственно самому композитору и которое в опере составляет концептуальное ядро, доминанту этого образа. Полная и органичная слиянность героини с окружающим ее миром, когда не только она понимает настроение и язык зверей, птиц, цветов, деревьев, но и они понимают ее, доверчиво обращаясь с ней и отзываясь на каждое ее душевное движение,- именно это пребывание человека в космосе природного бытия делает его совершеннейшим созданием природы. Важно то, что само духовное содержание образа Февронии космично, соизмеримо с окружающей ее живой вселенной и потому находится с ней в полном и гармоничном равновесии. И оттого именно она, Феврония, одухотворяет все вокруг себя, несет в себе и творит вокруг себя нравственный космос, а ее отношение к природе есть центральная ось этого космоса - социально-нравственного миропорядка. Но композитор показывает не только это.
← Венец корсаковского творчества | После разрешения конфликта → |
---|