Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Аффективное отношение к миру как целому

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Римский-Корсаков воплотил в музыке множество пейзажей, которые у него перестали быть отдельным «видом» - вставным эпизодом, а вошли важнейшей составной частью в творимый им образ мира и стали проводниками его фундаментальных философско-художественных идей.

В многообразных картинах природы с тончайшей звукописью тишины и молчаливого мерцания звезд («Ночь перед Рождеством»), с шумом леса и пением птиц («Псковитянка», «Млада», «Сказание о невидимом граде Китеже»), с разбушевавшейся стихией моря («Садко», «Шехерезада»), наводнения и огня («Млада»), зимней вьюги («Кащей бессмертный») и т. п. композитор значительно обогатил музыкальное искусство, расширив круг выразительных средств и горизонты музыкальной живописи. Но подобно тому как в его восприятии природы неразрывно сливались восторг перед волнующей красотой «самых простых, никем не воспетых желтеньких одуванчиков, мотыльков на зеленом лугу или пестрых мелампирумов на лесной опушке» с переживанием мира как целого, в произведениях Римского-Корсакова звуковые картины природы и восхищают своей утонченной колористич-ностью, и становятся «наиболее философическим видом искусства» вместилищем его глубоких размышлений о мире и раздумий о России, как и у крупнейших мастеров живописного пейзажа его времени. Блистательная живописность, зрительно-образная наглядность и одухотворенная «предметность» сочетаются в них с представлением природы как космоса, объемлющего мир людей и мир человека и составляющего с ними нераздельное целое. Поэтому природа в операх Римского-Корсакова никогда не вне-действенна, не обособлена от мира людей. Воссоздавая окружающую обстановку, она в то же время занимает большое место во внутреннем пространстве души человека, принимает активное участие в развитии действия и осуществляет связь миров человека, социума и вселенной в создаваемой композитором художественной картине мира. Всем сказанным обусловлен и определенный выбор природных образов, и их роль в драматургии и композиции целого, и введение в пейзажах открытого земного и космического пространства и времени как концептуальных координат его музыкальной космологии, воплощающей целостность мира и расширение человеческого «Я» за пределы земного притяжения.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Предметы культуры и индивиды

В предметах культуры представлена не любая социальная (вне…

Дискредитация культуротворческих возможностей

Дискредитация культуротворческих возможностей науки и техники…

Наличие иррациональных пластов в человеческом духе

Однако историко-философская традиция побуждает многих авторов пока…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…