Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Римский-Корсаков воплотил в музыке множество пейзажей, которые у него перестали быть отдельным «видом» - вставным эпизодом, а вошли важнейшей составной частью в творимый им образ мира и стали проводниками его фундаментальных философско-художественных идей.
В многообразных картинах природы с тончайшей звукописью тишины и молчаливого мерцания звезд («Ночь перед Рождеством»), с шумом леса и пением птиц («Псковитянка», «Млада», «Сказание о невидимом граде Китеже»), с разбушевавшейся стихией моря («Садко», «Шехерезада»), наводнения и огня («Млада»), зимней вьюги («Кащей бессмертный») и т. п. композитор значительно обогатил музыкальное искусство, расширив круг выразительных средств и горизонты музыкальной живописи. Но подобно тому как в его восприятии природы неразрывно сливались восторг перед волнующей красотой «самых простых, никем не воспетых желтеньких одуванчиков, мотыльков на зеленом лугу или пестрых мелампирумов на лесной опушке» с переживанием мира как целого, в произведениях Римского-Корсакова звуковые картины природы и восхищают своей утонченной колористич-ностью, и становятся «наиболее философическим видом искусства» вместилищем его глубоких размышлений о мире и раздумий о России, как и у крупнейших мастеров живописного пейзажа его времени. Блистательная живописность, зрительно-образная наглядность и одухотворенная «предметность» сочетаются в них с представлением природы как космоса, объемлющего мир людей и мир человека и составляющего с ними нераздельное целое. Поэтому природа в операх Римского-Корсакова никогда не вне-действенна, не обособлена от мира людей. Воссоздавая окружающую обстановку, она в то же время занимает большое место во внутреннем пространстве души человека, принимает активное участие в развитии действия и осуществляет связь миров человека, социума и вселенной в создаваемой композитором художественной картине мира. Всем сказанным обусловлен и определенный выбор природных образов, и их роль в драматургии и композиции целого, и введение в пейзажах открытого земного и космического пространства и времени как концептуальных координат его музыкальной космологии, воплощающей целостность мира и расширение человеческого «Я» за пределы земного притяжения.
← Римский-Корсаков и образы моря | Сюжет «Снегурочки» → |
---|