Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Аффективное отношение к миру как целому

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Римский-Корсаков воплотил в музыке множество пейзажей, которые у него перестали быть отдельным «видом» - вставным эпизодом, а вошли важнейшей составной частью в творимый им образ мира и стали проводниками его фундаментальных философско-художественных идей.

В многообразных картинах природы с тончайшей звукописью тишины и молчаливого мерцания звезд («Ночь перед Рождеством»), с шумом леса и пением птиц («Псковитянка», «Млада», «Сказание о невидимом граде Китеже»), с разбушевавшейся стихией моря («Садко», «Шехерезада»), наводнения и огня («Млада»), зимней вьюги («Кащей бессмертный») и т. п. композитор значительно обогатил музыкальное искусство, расширив круг выразительных средств и горизонты музыкальной живописи. Но подобно тому как в его восприятии природы неразрывно сливались восторг перед волнующей красотой «самых простых, никем не воспетых желтеньких одуванчиков, мотыльков на зеленом лугу или пестрых мелампирумов на лесной опушке» с переживанием мира как целого, в произведениях Римского-Корсакова звуковые картины природы и восхищают своей утонченной колористич-ностью, и становятся «наиболее философическим видом искусства» вместилищем его глубоких размышлений о мире и раздумий о России, как и у крупнейших мастеров живописного пейзажа его времени. Блистательная живописность, зрительно-образная наглядность и одухотворенная «предметность» сочетаются в них с представлением природы как космоса, объемлющего мир людей и мир человека и составляющего с ними нераздельное целое. Поэтому природа в операх Римского-Корсакова никогда не вне-действенна, не обособлена от мира людей. Воссоздавая окружающую обстановку, она в то же время занимает большое место во внутреннем пространстве души человека, принимает активное участие в развитии действия и осуществляет связь миров человека, социума и вселенной в создаваемой композитором художественной картине мира. Всем сказанным обусловлен и определенный выбор природных образов, и их роль в драматургии и композиции целого, и введение в пейзажах открытого земного и космического пространства и времени как концептуальных координат его музыкальной космологии, воплощающей целостность мира и расширение человеческого «Я» за пределы земного притяжения.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Коммуникативная специфика фольклора

Коммуникативная специфика фольклора отражает особенности…

Опыт отчуждения

Дефицит утративших силу религиозных смысловых ориентации целостности…

Диапазон изменения эстетико-творческих характеристик

Любые исторические аналогии и оценки применительно к художественному…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…