Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Такое же значение имеет мифологизация повести Гоголя и в «Ночи перед Рождеством», проведенная еще более последовательно и конструктивно. Здесь заглавный природный образ рождественской ночи - ясной, морозной, торжественной в своем величавом спокойствии и беспредельном пространстве, программно представленный в оркестровом вступлении к опере «Святый вечер», помимо красоты открывающейся картины, сразу вводит образ ночного звездного неба как образ природного космоса с его упорядоченностью, символикой небесных светил и пространственно-временным континуумом, воплощенный в симметричности и статуарности тема-тизма, композиции и тонально-гармонического плана.
Он также «прослаивает» собой все действие, как бы постоянно соотнося мир людей и космоса: возвращается в конце I картины, где соединяется с образом Вакулы, вспоминающего очи-звезды Оксаны, и тем самым вновь интровертируется и психологизируется героем; открывает VI картину, наиболее развернуто представляющую народный обряд колядования, соотнося космическое пространство с миром народного бытия, вновь появляется в VI и VIII картинах, представляющих воздушное пространство как природную среду в фантастических сценах, и в конце оперы сменяется красочной и торжественной картиной рассвета.
Более сложные преобразования претерпевают тема и образ моря в опере «Садко» в соответствии с более развернутой и многоплановой концепцией этой оперы. Море предстает здесь и как величавый образ природы, в необозримости его просторов, блеске и переливах красок, одновременно и как репрезентирующее открытое пространство и замедленное, глубинное течение времени вечного бытия природы, обнаруживая себя дружественным и необходимым человеку, открывающим пути в другие страны и все «раздолье земли», и как неуправляемая стихия, грозная в своей разрушительной силе и враждебная ему, губящая «бусы-корабли». Оно выступает как сила, управляющая судьбой личности (Садко в V картине) и изменяющая судьбу города-государства (значение выхода к морю для Новгорода), и как образ, связывающий в художественной картине мира в опере мир конфликтной социальной реальности и мифологической фантастики, полет дерзновенной мечты героя («инкрустация» темы моря в речитативе и арии Садко «Кабы была у меня золотая казна» из I действия) и природный макрокосм. Вследствие такой многозначности музыкальный образ моря получает более интенсивное интонационно-образное развитие. Не останавливаясь на нем во всех деталях, отметим его узловые моменты.
← Основной образ оперы | Аккомпанируя Левко → |
---|