Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Перед Рождеством

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Такое же значение имеет мифологизация повести Гоголя и в «Ночи перед Рождеством», проведенная еще более последовательно и конструктивно. Здесь заглавный природный образ рождественской ночи - ясной, морозной, торжественной в своем величавом спокойствии и беспредельном пространстве, программно представленный в оркестровом вступлении к опере «Святый вечер», помимо красоты открывающейся картины, сразу вводит образ ночного звездного неба как образ природного космоса с его упорядоченностью, символикой небесных светил и пространственно-временным континуумом, воплощенный в симметричности и статуарности тема-тизма, композиции и тонально-гармонического плана.

Он также «прослаивает» собой все действие, как бы постоянно соотнося мир людей и космоса: возвращается в конце I картины, где соединяется с образом Вакулы, вспоминающего очи-звезды Оксаны, и тем самым вновь интровертируется и психологизируется героем; открывает VI картину, наиболее развернуто представляющую народный обряд колядования, соотнося космическое пространство с миром народного бытия, вновь появляется в VI и VIII картинах, представляющих воздушное пространство как природную среду в фантастических сценах, и в конце оперы сменяется красочной и торжественной картиной рассвета.
Более сложные преобразования претерпевают тема и образ моря в опере «Садко» в соответствии с более развернутой и многоплановой концепцией этой оперы. Море предстает здесь и как величавый образ природы, в необозримости его просторов, блеске и переливах красок, одновременно и как репрезентирующее открытое пространство и замедленное, глубинное течение времени вечного бытия природы, обнаруживая себя дружественным и необходимым человеку, открывающим пути в другие страны и все «раздолье земли», и как неуправляемая стихия, грозная в своей разрушительной силе и враждебная ему, губящая «бусы-корабли». Оно выступает как сила, управляющая судьбой личности (Садко в V картине) и изменяющая судьбу города-государства (значение выхода к морю для Новгорода), и как образ, связывающий в художественной картине мира в опере мир конфликтной социальной реальности и мифологической фантастики, полет дерзновенной мечты героя («инкрустация» темы моря в речитативе и арии Садко «Кабы была у меня золотая казна» из I действия) и природный макрокосм. Вследствие такой многозначности музыкальный образ моря получает более интенсивное интонационно-образное развитие. Не останавливаясь на нем во всех деталях, отметим его узловые моменты.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Эстетический гедонизм

Достижение этой гуманистической задачи, однако, часто весьма трудно и…

Предметы культуры и индивиды

В предметах культуры представлена не любая социальная (вне…

Противоречия культуры

Для современного прогрессивного искусства характерно возрастающее…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…