Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Мир природы

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Вместе с тем, представляя в оперных пейзажах природу как космос и задавая в них глобальные пространственно-временные координаты создаваемой картины мира (что нередко осуществляется уже в самом начале и имеет программный характер, обрисовывая сквозной образ оперы, как, например, в оркестровом вступлении к «Ночи перед Рождеством» - «Святый вечер», к «Садко» - «Окиан-море синее», к «Китежу» - «Похвала пустыне», ко II действию «Сказки о царе Салтане» - «В синем небе звезды блещут.

В синем море волны хлещут»), Римский-Корсаков показывает его во взаимосвязи с обществом и человеком, делает природу активной участницей действия и наделяет важными функциями.
Уже в «Псковитянке» мир природы «приобщается» к миру героев, когда материал музыкальной картины «Лес, царская охота, гроза» входит затем в тематизм ариозо Ольги и последующей сцены - любовного дуэта ее с Тучей (I картина III акта). Но полноправным действующим лицом оперы природа впервые становится в «Майской ночи», где образ теплой южной ночи и ее неотъемлемых компонентов - ярко сияющего месяца и звезд - постоянно присутствует в действии. В этом плане заслуживает внимания лирическая сцена любовного свидания Ганны и Левко из I действия, идущая вслед за хороводом «Просо», открывающим оперу. После песни Левко и дуэта - любовного признания героев композитор точно фиксирует наступление ночи (ремаркой и переходом в «ночную» тональность ми-минор) и вводит ее поэтичный мифологический образ в их внутренний мир, углубляя их духовное содержание, размыкая их внутреннее психологическое пространство в открытый мир природы, объединяя космос и человека. Так, Ганна в своем «ночном» ариозо устремлена сознанием в далекое небо, к звездам, представляющимся ей, как и древним предкам, глазами ангелов, к высокому дубу, по старинным поверьям соединяющему небо и землю, по которому «с неба бог. .. пред светлым праздником снисходит». Эта образность воссоздается Римским-Корсаковым и музыкальными средствами: в предваряющей ариозо «мечтательной» фразе скрипки соло, соединяющей в плавном восходящем движении нижний и верхний регистры, и в устремленности в бесконечность космоса в порывистой фразе Ганны «Если б как у птички я имела крылья, о, как полетела б я туда сейчас», переданной мелодическим взлетом на полторы октавы в резко изменившемся темпе - аллегро, и в плавном двуоктавном спуске большими терциями к органному пункту «ми» в оркестре, представляющем как бы дуб-лестницу между небом и землей на приведенных раньше словах, произносимых героиней торжественно, в медленном темпе, на пианиссимо.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Правильное соотнесение частичных знаний

Психологический подход может быть результативным также только при…

Театр Станиславского

Именно человекосозидательная суть театра стала у Станиславского…

Ритм - основа налаженного и устроенного быта

Ритм - основа налаженного и устроенного быта. Сбивка с ритма - это…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…