Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Вместе с тем, представляя в оперных пейзажах природу как космос и задавая в них глобальные пространственно-временные координаты создаваемой картины мира (что нередко осуществляется уже в самом начале и имеет программный характер, обрисовывая сквозной образ оперы, как, например, в оркестровом вступлении к «Ночи перед Рождеством» - «Святый вечер», к «Садко» - «Окиан-море синее», к «Китежу» - «Похвала пустыне», ко II действию «Сказки о царе Салтане» - «В синем небе звезды блещут.
В синем море волны хлещут»), Римский-Корсаков показывает его во взаимосвязи с обществом и человеком, делает природу активной участницей действия и наделяет важными функциями.
Уже в «Псковитянке» мир природы «приобщается» к миру героев, когда материал музыкальной картины «Лес, царская охота, гроза» входит затем в тематизм ариозо Ольги и последующей сцены - любовного дуэта ее с Тучей (I картина III акта). Но полноправным действующим лицом оперы природа впервые становится в «Майской ночи», где образ теплой южной ночи и ее неотъемлемых компонентов - ярко сияющего месяца и звезд - постоянно присутствует в действии. В этом плане заслуживает внимания лирическая сцена любовного свидания Ганны и Левко из I действия, идущая вслед за хороводом «Просо», открывающим оперу. После песни Левко и дуэта - любовного признания героев композитор точно фиксирует наступление ночи (ремаркой и переходом в «ночную» тональность ми-минор) и вводит ее поэтичный мифологический образ в их внутренний мир, углубляя их духовное содержание, размыкая их внутреннее психологическое пространство в открытый мир природы, объединяя космос и человека. Так, Ганна в своем «ночном» ариозо устремлена сознанием в далекое небо, к звездам, представляющимся ей, как и древним предкам, глазами ангелов, к высокому дубу, по старинным поверьям соединяющему небо и землю, по которому «с неба бог. .. пред светлым праздником снисходит». Эта образность воссоздается Римским-Корсаковым и музыкальными средствами: в предваряющей ариозо «мечтательной» фразе скрипки соло, соединяющей в плавном восходящем движении нижний и верхний регистры, и в устремленности в бесконечность космоса в порывистой фразе Ганны «Если б как у птички я имела крылья, о, как полетела б я туда сейчас», переданной мелодическим взлетом на полторы октавы в резко изменившемся темпе - аллегро, и в плавном двуоктавном спуске большими терциями к органному пункту «ми» в оркестре, представляющем как бы дуб-лестницу между небом и землей на приведенных раньше словах, произносимых героиней торжественно, в медленном темпе, на пианиссимо.
← Образность воссоздается Римским-Корсаковым | Истоки его «космологии» → |
---|