Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Свадебный обряд объемлет собой большую часть I действия (практически от появления Мизгиря и до конца акта), продолжается в III и завершается в IV заключением брачных союзов на заре, при встрече солнца в Ярилин день. Он начинается традиционным ритуальным плачем невесты Купавы «Голубушки, голубушки девицы» с хором подруг («Не отдавай, не отдавай, подружки!
Не отдадим, не отдадим Купаву!»), ритуальным поведением жениха - выкупом невесты у подружек и парней - ив своей традиционной последовательности заканчивается переходом к оживленным хороводам за слободкой, в заповедном лесу, с заплетением венков и обменом ими - к венчанию. Но этот этап переносится уже в III действие, подхватываясь с того момента, на котором остановился в I акте, где все обрядовое действо цементировала народная свадебная хороводная песня «То не пава», звучащая остинато в оркестре с начала обряда, а затем, в сцене выкупа, переходящая к хору девушек. Вступление обряда в новую стадию - вождения венчальных хороводов - ознаменовано появлением соответствующей ей, также народной, хороводно-обрядовой песни «Ай, во поле липенька», которая в I акте только начинается и вместе с уходящим хороводом «замирает вдали», а в III возобновляется в той же тональности, затем она проходит полностью у хора девушек и парней и, в свою очередь, становится основой этого этапа обряда, скрепляя своим продолжительным звучанием сцену «венчания» (обмена венками) влюбленных берендеев, и среди них - Снегурочки и Леля. Наконец, в заключительной стадии оперы, в финале IV действия, свадебный обряд находит свое завершение. При первых лучах восходящего солнца - могущественного Я рилы - обвенчавшиеся берендеи заводят игру-хоровод «Просо», знаменующую их вступление в брак и тем самым окончание свадебного обряда.
← Вступление обряда | Песня девушек → |
---|