Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Но поистине сквозным становится музыкальный образ майской ночи, объединяющий в опере мир людей, природы и фантастики. Внесенный композитором в начало увертюры, он освящает своим появлением продолжение обряда после свидания героев, сопровождая хороводную песню «Завью венки», когда «месяц выходит, и сцена мало-помалу освещается ярким лунным светом», связывая мир народного бытия и природный космос.
Появившись здесь лишь отрывочно, он получает полное изложение и развитие во вступлении к III действию и играет важную роль во всем этом акте. Оркестровый пейзаж «Украинская ночь», воплощающий центральный природный образ оперы, благоуханный и волнующий предчувствием необычного, в своем начале сразу рождает ощущение расширяющегося пространства, в котором лунный свет является как бы связующим звеном между землей и ночным небом. В продолжающем его речитативе Левко происходит дальнейшее развитие и «живописание» картины ночи: начальная тема валторны широко секвенцируется, аккомпанируя Левко, появляется новая тема - яркого сияния месяца (пластичное триольное движение вверх по нонаккорду у валторны) и, что важно, в мир ночи, с его космической образностью, вплетается образ бытия народа («И громко, громко песня раздается», - напоминает Левко о продолжающемся «за кадром» обряде).
Так осуществляется органичное слияние партии Левко с тематизмом природы и образа Левко - с миром природы. «Музыка ночи» присваивается героем, становится его языком, выражает его помыслы и чувства. Его песни, звучащие в открытом пространстве природы, прослаиваются продолжающейся и как бы неизбывно льющейся музыкой украинской ночи, составляя с ней единое целое. Она звучит между песнями Левко и перед хором русалок, сопровождая его речитатив («при месяце бледны их лица.. .»), после хоровода русалок, предваряя явление Панночки Левко («Нет, то не сон, я не сплю!» - повторяет герой фразы «ночной» темы валторны).
← Аккомпанируя Левко | Мир природы → |
---|