Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Венец корсаковского творчества

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Он не творит образ однобоким в его слиянности с природой и отчужденности от мира людей. Римский-Корсаков представляет образ Февронии как в созерцании и общении с миром природы, так и в действии, причем во всех слоях многоуровневой структуры содержания грандиозной эпопеи «Китежа», развертывая его духовную сущность в социальном, историческом и психологическом конфликтах оперы, чтобы в конце привести ее вновь к единству с миром, но после всех пережитых трагических потрясений уже в другом качестве, в ином, духовно сотворенном ею мире.

И в этом ее преображении, параллельном преображению града Китежа, ее сопровождает преображение природы (керженского леса - в небесный сад в I картине IV действия), вновь связывая воедино космос человека, созидаемого им общества (социума, устроенного на основе вечных и главнейших во все времена духовно-нравственных ценностей, символом которых в последней картине оперы сияет «неизреченный свет») и бытия природы. И, быть может, в современных условиях, когда человечество стоит на грани самоистребления, экологической катастрофы из-за неразумного, ненравственного отношения к природе как к своей естественной среде обитания и живет в дисгармоничном социально-нравственном мире, духовное содержание образа Февронии - этого вершинного творения великого мастера и философа - становится актуальным, как никогда прежде.
Итак, значение природы в сочинениях Римского-Корсакова многомерно. Музыкальные образы природы и создают поэтичнейшие звуковые пейзажи, и активно участвуют в действии, фиксируя своим «отношением» все его повороты. Многозначна и роль природы в художественной картине мира композитора: она и представляет природный космос как самый внешний, глобальный ее круг, вводит пространственно-временной масштаб макромира и образ вечного бытия. Она же осуществляет взаимосвязь всех жизненных уровней и миров - реального и фантастического, души человека, социально-нравственного уклада общества и окружающей их вселенной.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…

Театр кукол

Самая яркая и сама нужная человеку нить - это нить рассудка. Она -…

Субстанциальные цели культуры

Здесь мы подошли к поставленному выше вопросу о субстанциальном ядре…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…