Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Однако природа не только объединяет все этажи картины мира, но и обладает оценочным значением: большой мир природы отражается в человеке и обществе и определяет их по ценностной шкале. Поэтому для Римского-Корсакова всегда принципиально важно не только его присутствие, но и «поведение» в мире людей.
Природа в его произведениях заодно с героями высокой нравственности и духовности: в их внутреннем пространстве отражается мир как целое, они несут его в себе, он определяет их внутреннее содержание и внешнее поведение. И наоборот, герои бездуховные глухи к природе и не слышат даже ее грозных предупреждений, пребывая целиком в своем замкнутом нравственно-искаженном мире (как, например, Додон). Если же волею судьбы они входят в большой мир природы и истории, то образ природы искажается, отражаясь в кривом зеркале их извращенного сознания (к примеру, малиновый звон китежских колоколов - природный образ великого невидимого града - в воспаленном мозгу Гришки Кутерьмы превращается в мрачный карающий колокол, бьющий «словно обухом по темени»). Равным образом концептуальное значение в операх Римского-Корсакова приобретает трактовка пространства и в мире людей, где показ его разомкнутым в открытый космос или замкнутым, не входящим в мир природы, единым с ним или отграниченным от него также выступает оценкой этого мира. У Римского-Корсакова мир, из которого исключена природа, - это мир ложный, мир зла, сотворенный хаосом. Так, единство или разобщенность героя и общества с бытием природы выступают у композитора критерием цельности, гармоничности и истинности или разорванности, дисгармоничности, разрушенной целостности духовного мира человека и социальной системы, а потому их неистинности и порочности.
← Образ природы | Венец корсаковского творчества → |
---|