Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Значение природы

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Однако природа не только объединяет все этажи картины мира, но и обладает оценочным значением: большой мир природы отражается в человеке и обществе и определяет их по ценностной шкале. Поэтому для Римского-Корсакова всегда принципиально важно не только его присутствие, но и «поведение» в мире людей.

Природа в его произведениях заодно с героями высокой нравственности и духовности: в их внутреннем пространстве отражается мир как целое, они несут его в себе, он определяет их внутреннее содержание и внешнее поведение. И наоборот, герои бездуховные глухи к природе и не слышат даже ее грозных предупреждений, пребывая целиком в своем замкнутом нравственно-искаженном мире (как, например, Додон). Если же волею судьбы они входят в большой мир природы и истории, то образ природы искажается, отражаясь в кривом зеркале их извращенного сознания (к примеру, малиновый звон китежских колоколов - природный образ великого невидимого града - в воспаленном мозгу Гришки Кутерьмы превращается в мрачный карающий колокол, бьющий «словно обухом по темени»). Равным образом концептуальное значение в операх Римского-Корсакова приобретает трактовка пространства и в мире людей, где показ его разомкнутым в открытый космос или замкнутым, не входящим в мир природы, единым с ним или отграниченным от него также выступает оценкой этого мира. У Римского-Корсакова мир, из которого исключена природа, - это мир ложный, мир зла, сотворенный хаосом. Так, единство или разобщенность героя и общества с бытием природы выступают у композитора критерием цельности, гармоничности и истинности или разорванности, дисгармоничности, разрушенной целостности духовного мира человека и социальной системы, а потому их неистинности и порочности.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Опора искусствознания на марксистскую культурологию

Научное понимание аксиологического статуса культуры даст…

Ориентация на художественное произведение

Новым и программным было выделение прекрасного и художественного из…

Установки на испытание

Факты подобной типологии вскрывает и Н. П. Михальская, анализируя…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…