Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Значение природы

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Однако природа не только объединяет все этажи картины мира, но и обладает оценочным значением: большой мир природы отражается в человеке и обществе и определяет их по ценностной шкале. Поэтому для Римского-Корсакова всегда принципиально важно не только его присутствие, но и «поведение» в мире людей.

Природа в его произведениях заодно с героями высокой нравственности и духовности: в их внутреннем пространстве отражается мир как целое, они несут его в себе, он определяет их внутреннее содержание и внешнее поведение. И наоборот, герои бездуховные глухи к природе и не слышат даже ее грозных предупреждений, пребывая целиком в своем замкнутом нравственно-искаженном мире (как, например, Додон). Если же волею судьбы они входят в большой мир природы и истории, то образ природы искажается, отражаясь в кривом зеркале их извращенного сознания (к примеру, малиновый звон китежских колоколов - природный образ великого невидимого града - в воспаленном мозгу Гришки Кутерьмы превращается в мрачный карающий колокол, бьющий «словно обухом по темени»). Равным образом концептуальное значение в операх Римского-Корсакова приобретает трактовка пространства и в мире людей, где показ его разомкнутым в открытый космос или замкнутым, не входящим в мир природы, единым с ним или отграниченным от него также выступает оценкой этого мира. У Римского-Корсакова мир, из которого исключена природа, - это мир ложный, мир зла, сотворенный хаосом. Так, единство или разобщенность героя и общества с бытием природы выступают у композитора критерием цельности, гармоничности и истинности или разорванности, дисгармоничности, разрушенной целостности духовного мира человека и социальной системы, а потому их неистинности и порочности.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Светоносные равнины

Специфический колорит локальных, широких живописных масс порождает…

Разработка эстетического понятия искусства

Возросшему общественному значению искусства соответствовало…

Выявление общекультурной роли актуального вида искусства

Все эти факты ставят перед исследователем вопрос о той роли, которую…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…