Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Купальский обряд соединят все миры и пространства сложноорганизованного художественного мира «Млады». В ее центральном III акте, происходящем в Иванову ночь, он также составляет основу всего действия.
«Иванова ночь исполнена чудесного и таинственного значения: в эту ночь источники и реки мгновенно превращаются в чистое серебро и золото, папоротник расцветает огненным цветом, подземные сокровища выходят наружу и загораются пламенем, деревья движутся и ведут между собой шумную беседу, ведьмы и нечистые духи собираются на Лысой горе и предаются там неистовому гульбищу.. . стихийные духи затягивают дикие песни и увлекаются в быструю, бешеную пляску», - читаем у Афанасьева. Эти народные представления о ночи летнего солнцестояния заключены в содержании оперы: первая часть ее III действия проходит в заоблачных высях светлого царства усопших душ, отмечающих Иванову ночь возвышенным и поэтичным Фантастическим коло, где происходит объяснение в любви тени Млады и Яромира, а центральный раздел - в подземелье, во владениях демона зла Чернобога, на шабаше духов тьмы, превращающих купальский хоровод в «Адское коло» - неистовый разгул, дикую пляску нечисти, совершаемую в честь своего повелителя и сопровождаемую подземным громом и адским вихрем.
В «Ночи перед Рождеством» воссоздается обряд колядования, которым отмечаются в народе зимнее солнцестояние и поворот солнца на лето, его повое рождение. Как и во всех предыдущих операх, обряд «заявлен» с самого начала: Солоха-ведьма вылетает из трубы, садится на крышу и запевает старинную колядку - «правит обычай» в рождественскую ночь («Уродилась Коляда. . . накануне Рождества», - подхватывает Черт). Прозвучав как заставка, зачин, она вновь как бы уходит «за кадр», а собственно обряд колядования начинается в конце I действия песней-игрой девчат «На лугу красна калина стоит.
← Купальский обряд | Смысл и назначение коло → |
---|