Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Первые три круга коло

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Купальский обряд соединят все миры и пространства сложноорганизованного художественного мира «Млады». В ее центральном III акте, происходящем в Иванову ночь, он также составляет основу всего действия.

«Иванова ночь исполнена чудесного и таинственного значения: в эту ночь источники и реки мгновенно превращаются в чистое серебро и золото, папоротник расцветает огненным цветом, подземные сокровища выходят наружу и загораются пламенем, деревья движутся и ведут между собой шумную беседу, ведьмы и нечистые духи собираются на Лысой горе и предаются там неистовому гульбищу.. . стихийные духи затягивают дикие песни и увлекаются в быструю, бешеную пляску», - читаем у Афанасьева. Эти народные представления о ночи летнего солнцестояния заключены в содержании оперы: первая часть ее III действия проходит в заоблачных высях светлого царства усопших душ, отмечающих Иванову ночь возвышенным и поэтичным Фантастическим коло, где происходит объяснение в любви тени Млады и Яромира, а центральный раздел - в подземелье, во владениях демона зла Чернобога, на шабаше духов тьмы, превращающих купальский хоровод в «Адское коло» - неистовый разгул, дикую пляску нечисти, совершаемую в честь своего повелителя и сопровождаемую подземным громом и адским вихрем.
В «Ночи перед Рождеством» воссоздается обряд колядования, которым отмечаются в народе зимнее солнцестояние и поворот солнца на лето, его повое рождение. Как и во всех предыдущих операх, обряд «заявлен» с самого начала: Солоха-ведьма вылетает из трубы, садится на крышу и запевает старинную колядку - «правит обычай» в рождественскую ночь («Уродилась Коляда. . . накануне Рождества», - подхватывает Черт). Прозвучав как заставка, зачин, она вновь как бы уходит «за кадр», а собственно обряд колядования начинается в конце I действия песней-игрой девчат «На лугу красна калина стоит.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Становление и значение эстетического понятия искусства

Ни одна из отраслей искусствознания не в силах самостоятельно решить…

Временное искусство устной традиции

В противном случае возникает хорошо знакомая и очень трудно…

Жанр литературного развития XIX века

Характерная в этом отношении для литературного развития XIX в. черта…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…