Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Но связи эти не декларативны, они тонко претворены в поэтичнейшей художественной форме, впечатляющей гармонией совершенства, яркой образностью и выдающейся, несравненной живописной колористичностью.
Римский-Корсаков творит такую картину мира, в которой «геометрия мироздания» неразрывно слита с его интимным отношением к природе и бытию, с его культом красоты, остро воспринимаемой в различных проявлениях природного и человеческого мира и понимаемой им, подобно И. Канту, Ф. Достоевскому, Вл. Соловьеву, не только в ее эстетическом, но и в нравственном значении - как выражение добра и истины, как действенной силы в духовном и социальном преобразовании человека и общества.
В результате в художественной картине мира Римского-Корсакова оказываются неразрывно связанными народно-национальное и общечеловеческое, социальное и бытийное, историческое и вечное, логическая конструктивность и чувственная многомерность образов, реализм социального и психологического анализа и мифологизм целостного миротворческого синтеза. В таком сочетании социального зрения, целостно-поэтического восприятия мира и его философского осмысления сказывалась взаимосвязь особенностей художественного таланта и самой эпохи становления личности композитора, когда Россия буквально «болела» проблемой народа, главенствующей в социальной практике и во всех сферах общественного сознания - философского, политического, художественного.
Безусловно, Римский-Корсаков во многом был сформирован своим временем, и в его образе мыслей и характере деятельности была, говоря словами В. В. Розанова о Вл. Соловьеве, «бездна» «шестидесятых годов». Именно эта сторона творческой личности, социально-реалистические основы мышления и творческого метода композитора наиболее полно раскрыты в музыковедческих исследованиях. Поэтому, не останавливаясь на них специально, мы сосредоточим внимание на тех элементах поэтики Римского-Корсакова, которые представляют в его художественной картине мира образы бытия. Это распространенные у него народно-обрядовые сцены и картины природы, которые обычно остаются на периферии исследовательского внимания, в то время как они, на наш взгляд, имеют более глубокое, концептуальное значение и выступают не только как излюбленные образные сферы, но и как фундаментальные опоры создаваемой композитором модели мира.
← Биографические материалы | Музыкальное наследие Римского-Корсакова → |
---|