Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Отличие от других композиторов-современников Римский-Корсаков

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Но связи эти не декларативны, они тонко претворены в поэтичнейшей художественной форме, впечатляющей гармонией совершенства, яркой образностью и выдающейся, несравненной живописной колористичностью.

Римский-Корсаков творит такую картину мира, в которой «геометрия мироздания» неразрывно слита с его интимным отношением к природе и бытию, с его культом красоты, остро воспринимаемой в различных проявлениях природного и человеческого мира и понимаемой им, подобно И. Канту, Ф. Достоевскому, Вл. Соловьеву, не только в ее эстетическом, но и в нравственном значении - как выражение добра и истины, как действенной силы в духовном и социальном преобразовании человека и общества.
В результате в художественной картине мира Римского-Корсакова оказываются неразрывно связанными народно-национальное и общечеловеческое, социальное и бытийное, историческое и вечное, логическая конструктивность и чувственная многомерность образов, реализм социального и психологического анализа и мифологизм целостного миротворческого синтеза. В таком сочетании социального зрения, целостно-поэтического восприятия мира и его философского осмысления сказывалась взаимосвязь особенностей художественного таланта и самой эпохи становления личности композитора, когда Россия буквально «болела» проблемой народа, главенствующей в социальной практике и во всех сферах общественного сознания - философского, политического, художественного.
Безусловно, Римский-Корсаков во многом был сформирован своим временем, и в его образе мыслей и характере деятельности была, говоря словами В. В. Розанова о Вл. Соловьеве, «бездна» «шестидесятых годов». Именно эта сторона творческой личности, социально-реалистические основы мышления и творческого метода композитора наиболее полно раскрыты в музыковедческих исследованиях. Поэтому, не останавливаясь на них специально, мы сосредоточим внимание на тех элементах поэтики Римского-Корсакова, которые представляют в его художественной картине мира образы бытия. Это распространенные у него народно-обрядовые сцены и картины природы, которые обычно остаются на периферии исследовательского внимания, в то время как они, на наш взгляд, имеют более глубокое, концептуальное значение и выступают не только как излюбленные образные сферы, но и как фундаментальные опоры создаваемой композитором модели мира.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Тезис о природном основании искусства

За его пределы попытался выйти Винкельман, хотя и он в значительной…

Специфика фольклора

Каждый этап в истории культуры предполагает свое понимание…

Мыслительные операции

Наблюдения первых музыкальных этнографов, к примеру, заставших во…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…