Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Так близкое знакомство с обрядовыми и игровыми жанрами, постижение отраженного в них древнего языческого пантеизма как целостного миропонимания, основанного на поклонении природе и ее одухотворении, а также изучение научных трудов по славянской мифологии определяют важнейший момент в художественном самоопределении композитора - точку нахождения им «себя целиком», своей духовной и творческой почвы.
Почва эта предоставляла возможности и для раскрытия его «беззаветной любви ко всему истинно бытовому, народному», и для построения целостной художественной картины мира. Данный этап композитор фиксирует в «Летописи»: «Картины древнего языческого времени и дух его представлялись мне, как тогда казалось, с большой "ясностью и манили прелестью старины. Эти занятия оказали впоследствии огромное влияние на направление моей композиторской деятельности».
В результате всех отмеченных процессов творческой эволюции композитора с «Майской ночи» начинается не только период длительного увлечения древнеславянской мифологией и воплощение в операх полного годового круга поклонения солнцу в народных обрядах, но и более существенные сдвиги в самом характере мышления.
Глубокое проникновение в мир языческой древности, нахождение в национальном обрядовом фольклоре неких устойчивых общечеловеческих культурных моделей и созидательных сил социума, постижение символической природы мифологической образности, выражающей целостное миропредставление народа - все это способствовало формированию черт мифологического мышления и мифологической поэтики как способа «глобального концептирования» ,,! со свойственным ему стремлением к созданию целостной картины мира. Внутрисоциальные процессы и человек с его духовным миром являются в ней частью мироздания, включаются в бытие природы с его особым ритмом суточного и годового круговращения солнца, неизбежностью чередования дня и ночи, тьмы и света, смерти и жизни (зимы и лета), умирания и рождения (осени и весны) и связанного с этими космическими процессами календаря земледельческих работ, всего уклада жизни, ритма социальной и духовной жизни человека и общества. Так, отныне композитор будет строить художественный мир своих произведений, вводя в него основополагающими, смысло- и структурообразующими компонентами развернутые картины природы и народных обрядов, воплощающих представления о фундаментальных основах бытия человека и социума. В «Майской ночи» еще нет той глобальной мифологической конструкции, выраженной в поэтической сказочной форме, которая сразу вслед за ней появится в «Снегурочке», но ее основные образно-функциональные компоненты уже складываются.
← Поэтические воззрения славян | Характеризуя связь обрядовых жанров фольклора → |
---|