Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Определяются и черты корсаковской поэтики: принципиальное отношение ко времени (обязательно - далекое «доисторическое», условное замкнутое прошлое), к пространству (непременное сочетание замкнутого пространства мира людей с разомкнутым в бесконечность пространством природы), к сюжетам - с большой долей народно-бытового, обрядового, фантастического и пейзажного «элементов», дающих возможность представить героев на фоне коллективной жизни народа и в нераздельности с природным окружением.
Отсюда большая роль обрядов, репрезентирующих в операх Римского-Корсакова социальный «космос» и одухотворенное, организованное не только по законам порядка, но и красоты бытие народа и тем самым представляющих народ не как стихийную бунтарскую силу, в исторически переломные этапы решающую судьбу государства, а как носителя национальной культуры и духовности - устойчивых созидательных сил нации. В это понятие входит и нравственность, развитость и истинность которой поверяются ее глубинной связью со всем окружающим. Ведь мифологическое одухотворение природы есть ее очеловечивание, есть отношение ко всему растительному и животному миру как к живому, к человеку, как к себе. А это - основа народного мирочувствования и миропонимания, народной этики и эстетики, т. е. духовно-нравственного миропорядка, и значит - важнейший элемент культуры. Так, красота и порядок, нравственность и истинность сливаются в нераздельное целое в трактовке народных обрядов в операх Римского-Корсакова и служат выражению генеральных идей его миропонимания и миротворчества, как и у Пушкина, у которого «гармоническая правильность» с философской стороны проявляется как беспристрастная объективность, с нравственной - как всеобъемлющая человечность, а с эстетической - как почти нерукотворное совершенство. «Иными словами, глубины этой гармонии раскрыты тройственному единству истины, добра и красоты»
← Оперы Римского-Корсакова | Глубокое проникновение в мир языческой древности → |
---|