Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
И завершается обряд в конце III действия, вновь переходя в реальный мир, русальными песнями девушек «Порох, порох по дороге» и «Святая неделя», представляющими своего рода общий нравственный вывод и социальное руководство.
Одна из них воплощает тему памяти погибших от неверности в любви девушек-русалок, брошенных своими возлюбленными (русалки в своем хороводе вводят эту тему, и она звучит в опере как параллель к основному действию с его счастливым разрешением, заканчиваясь короткой молитвой Ганны и Левко о Панночке), а вторая дает рекомендации в соответствии с наступлением нового календарно-трудового сезона («Вставай-ка раненько, да пряди тоненько, да бели бе-ленько, ходи хорошенько»). Песни также слышатся сначала издали, повторяя эффект закадрового продолжения обряда в течение всего действия, всей майской ночи с вечера до рассвета, а на рассвете общий хор заключает его свадебной величальной, хором-славлением солнцу, месяцу, молодцу с девицей.
В «Снегурочке» основное мифологическое действие - переход от зимы к лету - выражено массовыми народно-обрядовыми действами: проводами масленицы в Прологе и встречей Ярилы-Солнца в конце оперы. Центральная ее часть, посвященная весеннему пробуждению чувств и нарастанию «горячности любовной» в народе и в сердце «поначалу холодной девушки-Снегурочки», объединена прерывающимся и продолжающимся свадебным обрядом, в ходе которого меняются его главные участники, но происходит развитие мифологического и психологического действия. Более того, каждый этап драматизации обряда служит толчком в продвижении центрального звена в драматургии оперы - неуклонного роста любви в душе поэтичной и хрупкой дочери Мороза и Весны.
← Свадебный обряд | Оперы Римского-Корсакова → |
---|