Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Проведенные серьезные научные изыскания

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Для обрядовых же жанров, напомним, характерно «социальное обуздание и регулирование- личных эмоций», трансформация психофизиологического «хаоса» в социальный «космос». Они и выступают носителями социального «космоса» в мифологическом значении этого слова - как порядка, упорядоченности жизни социума, гармонии индивида и социума, т. е. как культуры, носителем которой является народ. В таком значении они являют себя и в произведениях Римского-Корсакова, представляя бытие народа в создаваемой им художественной картине мира.

Но есть и еще один смысл, привлекающий к ним композитора. Это их связь с мифологией. Римский-Корсаков пишет «о своем увлечении поэзиею языческого поклонения солнцу, возникшем вследствие занятий моих обрядовыми песнями». Изучая полюбившиеся ему жанры фольклора, он не ограничился выяснением их музыкальных особенностей, а заинтересовался тем, что лежит в их основе, чем они порождены и что в них отражено, каковы происхождение, природа и назначение обрядов. Проведенные серьезные научные изыскания («прочитав кое-что по части описаний и исследований этой стороны народной жизни, например Сахарова, Терещенку, Шейна, Афанасьева...» привели его к пониманию мифологической природы народных обрядов, генетической связи обрядов и древних мифологических представлений, заставили видеть в обрядах отражение миропонимания народа, мировоззренческую реакцию целостного, нерасчлененного народного сознания на окружающий мир. Особенно притягательным для Римского-Корсакова как художника оказался языческий культ солнца, «остатков и отзвуков» которого он сознательно искал «в мелодиях и текстах песен» ті Характеризуя связь обрядовых жанров фольклора и языческой мифологии, он пишет: «. . .хотя поклонение солнцу совершенно исчезло при свете христианства, тем не менее весь круг обрядовых песен и игр до последнего времени основан на древнем языческом поклонении солнцу, живущем бессознательно в народе. Народ поет свои обрядовые песни по привычке и обычаю, не понимая их и не подозревая, что, собственно, лежит в основе его обрядов и игр. Впрочем, в настоящую минуту, по-видимому, исчезают последние остатки древних песен, а с ними и все признаки древнего пантеизма».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Методологические проблемы фольклористики

Вместе с тем в отличие от других форм духовной культуры задача…

Система духовной культуры

Эта многоликость художественного продукта не перечеркивает вместе с…

Исторические предпосылки движения духовной культуры

Кризисом будет дан толчок развитию искусства к открытости, к…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…