Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Проведенные серьезные научные изыскания

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Для обрядовых же жанров, напомним, характерно «социальное обуздание и регулирование- личных эмоций», трансформация психофизиологического «хаоса» в социальный «космос». Они и выступают носителями социального «космоса» в мифологическом значении этого слова - как порядка, упорядоченности жизни социума, гармонии индивида и социума, т. е. как культуры, носителем которой является народ. В таком значении они являют себя и в произведениях Римского-Корсакова, представляя бытие народа в создаваемой им художественной картине мира.

Но есть и еще один смысл, привлекающий к ним композитора. Это их связь с мифологией. Римский-Корсаков пишет «о своем увлечении поэзиею языческого поклонения солнцу, возникшем вследствие занятий моих обрядовыми песнями». Изучая полюбившиеся ему жанры фольклора, он не ограничился выяснением их музыкальных особенностей, а заинтересовался тем, что лежит в их основе, чем они порождены и что в них отражено, каковы происхождение, природа и назначение обрядов. Проведенные серьезные научные изыскания («прочитав кое-что по части описаний и исследований этой стороны народной жизни, например Сахарова, Терещенку, Шейна, Афанасьева...» привели его к пониманию мифологической природы народных обрядов, генетической связи обрядов и древних мифологических представлений, заставили видеть в обрядах отражение миропонимания народа, мировоззренческую реакцию целостного, нерасчлененного народного сознания на окружающий мир. Особенно притягательным для Римского-Корсакова как художника оказался языческий культ солнца, «остатков и отзвуков» которого он сознательно искал «в мелодиях и текстах песен» ті Характеризуя связь обрядовых жанров фольклора и языческой мифологии, он пишет: «. . .хотя поклонение солнцу совершенно исчезло при свете христианства, тем не менее весь круг обрядовых песен и игр до последнего времени основан на древнем языческом поклонении солнцу, живущем бессознательно в народе. Народ поет свои обрядовые песни по привычке и обычаю, не понимая их и не подозревая, что, собственно, лежит в основе его обрядов и игр. Впрочем, в настоящую минуту, по-видимому, исчезают последние остатки древних песен, а с ними и все признаки древнего пантеизма».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Лепка мизансцены

Конечно, городская площадь чересчур велика для сцены, но ее…

Советское искусство

Специальным декретом Совнаркома от 12 апреля 1918 года намечено снять…

Суть эксперимента в фольклористике

Экспериментальный момент всегда и изначально присущ…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…