Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Но очень существенное видится еще и в другом - в значении для формирующейся личности обрядов как формы коллективного действа, объединяющего большие массы людей и оказывающего определенное влияние на индивидуальность.
Здесь, кроме синтетического эмоционально-эстетического воздействия, надо отметить важнейшую социализирующую роль обрядов, состоящую во внесении нравственного и психологического порядка в общественную жизнь коллектива и в приобщении к нему индивида, в гармонизации личности с коллективом в процессе обряда, иначе говоря - «трансформацию психофизиологического „хаоса" в социальный „космос", социальное обуздание и регулирование личных эмоций. . . посредством обрядов». Однако социальное значение обрядов шире. В них объективирован многообразный социальный опыт коллектива. Поэтому обряд как элемент культуры, как форма передачи актуального культурного содержания выступает универсальным средством приобщения индивида к обществу, причем большей частью не к преходящему, не к быту (хотя является элементом быта), а к бытию коллектива, к устойчивому и по сути всечеловечески ценностному, т. е. не к социальному как исторически изменяющемуся, а к социуму как необходимым постоянным опорам жизни человеческого сообщества в его различных социальных формах (введем такое терминологическое разграничение). Подчеркнем также, что и религиозные, и народно-календарные обряды связаны с целостным миропониманием. Как религия давала системные представления о мире, его сотворении и устройстве, его социальных основах и духовных ценностях, так и языческая мифология, лежащая в основе календарных обрядов, делала их принадлежностью целостного, циклически организованного уклада жизни - бытия народа, неизменно устойчивого в силу нерасторжимой связи с бытием природы, соотносимого с космическими явлениями и процессами.
← Что касается религиозного содержания церковных обрядов | Римский-Корсаков → |
---|