Автор: Мария Новикова | Категория: Искусство
Художественное действо фрески как бы сдвигается на сцену земли и неба и творится по законам Вселенной. Образ вырастает до космических размеров, приобретает всеобщность, космизируется и монументализируется!
Произведение полно пафоса всепобеждающей силы гармонии, доброго начала, человечности.
Окно в иной мир будто отрицает настоящее событие, стена же служит преградой для взаимопроникновения желаемого и наличествующего, идеала и реальности. Стена - символ тверди человеческого зла, ее нужно отодвинуть, проломить, разрушить - снять с пути. Художественный образ «Тайной вечери» многомерен, динамичен, живет в разных мирах.
Монументальные образы - «невольники», навечно вросшие в здания и накрепко связанные с постаментами, плоть от плоти стены, мостовой или горной вершины (так, Иван Кавалеридзе любил ставить памятники на высоких холмах). Но и эти же образы - «странники», они в вечном движении, движении сквозь пространство и время, будь то время историческое или реальное, будь то пространство вокруг нас или изображенное. Архитектура таких образов, конечно, сугубо духовная, образуется она как строение культуры, уходящее за горизонты прошлого и будущего.
Поговорим о понятиях «пространство» и «время» более конкретно, как о категориях социально-исторических. Здесь главное уйти от их натуралистического понимания, когда пространством обычно считают пустоту, промежутки между вещами, а время мыслится лишь как функция часовой стрелки. Архаическое мышление видело мир предметным, который всегда представлялся как вещь, тело, как организм. Мы уже говорили об этом. Античность тоже видела мир скульптурно. Даже поздняя римская архитектура, столь изящно расчлененная и проработанная снаружи, еще не могла справиться с махиной пространства под куполами и сводами. А вот в эпоху Возрождения уже мыслят иначе (вспомните Леонардо с его синеющей далью), объемы скульптуры, архитектуры или живописные изображения уже разомкнуты в окружающее пространство.
← Монументальные образы | Архитектура образа → |
---|