Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Это признание представляется чрезвычайно важным. Из него следует, что Римский-Корсаков искал в фольклоре самый архаический пласт, одновременно дошедший в наибольшей сохранности до современности, т. е. наиболее устойчивый, стабилизирующий слой культуры народа, отражающий некие сущностные черты народного бытия и сознания, прошедшие сквозь века.
Замечание «в силу сущности своей» говорит о том, что композитор хорошо представлял себе специфику данных жанров. Известно, что в фольклоре как устном творчестве народа фундаментальными признаками являются коллективность (творческого процесса, самого творящего субъекта, содержания) и традиционность. Но в разных жанрах соотношение коллективного и индивидуального, традиции и импровизации неодинаково. В самом общем плане можно говорить о том, что в эпических жанрах доминирует коллективно-традиционное начало, а в лирических - индивидуально-импровизационное (естественно, только на основе и в рамках традиции, как то свойственно в целом народному творчеству) гз, В жанровой системе фольклора обрядово-игровые жанры находятся на полюсе коллективного, что обусловлено коллективной формой их бытования и исполнения, опосредованностью отражения действительности мифологическими представлениями, условной театрализованной формой - коллективной игрой, действом, а также связью с укладом жизни народа в целом, с общими, циклически повторяющимися трудовыми процессами, непосредственно связанными с природными циклами, в свою очередь обусловленными неизменными космическими явлениями. Эта цепь зависимостей, организация жизни социума в соответствии с общими законами космического миропорядка и лежит в основе образования и функционирования обрядового фольклора, обеспечивая его устойчивость в историческом времени.
Для сравнения вспомним, что в таком жанре, как народный плач-причитание, который имел большое значение в творчестве Мусоргского, нагляднее раскрывается связь с конкретной жизненной ситуацией. Способ отражения действительности выступает здесь в виде ее непосредственного переживания, а отношение к ней выражается в открыто эмоциональной, повышенно экспрессивной монологической форме. Для подобных жанров большое значение имеет поэтому фактор личного исполнительства, индивидуальной импровизации на основе традиционной поэтики; их содержание, связанное с трагическими моментами в жизни человека, глубже укоренено в социальной действительности (похороны, рекрутчина, свадьба).
← Проведенные серьезные научные изыскания | Объясняя через многие годы свою любовь → |
---|