Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Оперы Римского-Корсакова

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Итак, старинные народные обряды не просто вызывали музыкальный интерес композитора. Будучи элементом художественной культуры народа и обладая эстетическим совершенством (что само по себе важно для Римского-Корсакова), они импонировали ему всем своим полифункциональным существом и принадлежностью к целостной мифологической картине мира, созданной сознанием народа.

Осмысленные в таком значении, они и в творчестве его получают новаторскую интерпретацию, воссоздаются в своей художественной синтетичности, в совокупности с игрой, обрядовым действом и выступают необходимым элементом воплощаемой картины мира.
Оперы Римского-Корсакова не просто наполнены обрядовыми сценами. Выполняя сложную концептуальную роль, они получают и новую композиционную трактовку. Если присмотреться внимательно, то обнаруживается, что в различных обрядовых сценах, присутствующих в разных действиях и драматургических пластах, обычно бывает представлен один обряд, развернутый на протяжении всей оперы, получающий сквозное развитие и способствующий ее содержательному и композиционному единству. Так, в «Майской ночи« это весенний троицкий обряд «зеленые святки» с завиванием венков и бросанием их в воду. Начинаясь в I действии хороводом-игрой «Просо», который открывает оперу и как бы уходит «за кадр», он продолжается через некоторое время троицкой песней девушек «Завью венки», которая появляется сначала «из-за кадра», издали и сопровождается комментарием Левко: «Однако поздно! Я слышу, наши возвращаются с песен», указывающим на продолжение обрядовых хороводов в течение предыдущей сцены. Песня девушек заканчивается их выходом на сцену с завитыми венками, и с этого же момента - заплетания венков - обряд подхватывается в III действии хороводом русалок, завершающимся бросанием венков в воду и переходом к игре в ворона, которая становится драматургической кульминацией оперы - точкой нахождения зла и началом разрешения всех противоречий.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Художник-реалист

Действие начинается в интерьере, напоминающем то ли храм, то ли…

Методы анализа конкретных фактов

Это не означает, что в исследованиях искусства потеряли всякое…

Миф как психолингвистический феномен

Различие между ними отражает большую или меньшую степень различия…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…