Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Оперы Римского-Корсакова

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Итак, старинные народные обряды не просто вызывали музыкальный интерес композитора. Будучи элементом художественной культуры народа и обладая эстетическим совершенством (что само по себе важно для Римского-Корсакова), они импонировали ему всем своим полифункциональным существом и принадлежностью к целостной мифологической картине мира, созданной сознанием народа.

Осмысленные в таком значении, они и в творчестве его получают новаторскую интерпретацию, воссоздаются в своей художественной синтетичности, в совокупности с игрой, обрядовым действом и выступают необходимым элементом воплощаемой картины мира.
Оперы Римского-Корсакова не просто наполнены обрядовыми сценами. Выполняя сложную концептуальную роль, они получают и новую композиционную трактовку. Если присмотреться внимательно, то обнаруживается, что в различных обрядовых сценах, присутствующих в разных действиях и драматургических пластах, обычно бывает представлен один обряд, развернутый на протяжении всей оперы, получающий сквозное развитие и способствующий ее содержательному и композиционному единству. Так, в «Майской ночи« это весенний троицкий обряд «зеленые святки» с завиванием венков и бросанием их в воду. Начинаясь в I действии хороводом-игрой «Просо», который открывает оперу и как бы уходит «за кадр», он продолжается через некоторое время троицкой песней девушек «Завью венки», которая появляется сначала «из-за кадра», издали и сопровождается комментарием Левко: «Однако поздно! Я слышу, наши возвращаются с песен», указывающим на продолжение обрядовых хороводов в течение предыдущей сцены. Песня девушек заканчивается их выходом на сцену с завитыми венками, и с этого же момента - заплетания венков - обряд подхватывается в III действии хороводом русалок, завершающимся бросанием венков в воду и переходом к игре в ворона, которая становится драматургической кульминацией оперы - точкой нахождения зла и началом разрешения всех противоречий.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Проблема понимания

Так или иначе приходится признать, что структура современного…

Творческие манифесты мира искусства

Поскольку наша статья носит преимущественно методологический…

Универсальность культуры

Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…