Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Что касается религиозного содержания церковных обрядов

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Думается, что, имея в детстве частые соприкосновения с миром обрядов и обрядности, наблюдая его и участвуя в нем, Римский-Корсаков интуитивно впитывал его многоаспектное воздействие и это нашло впоследствии свое творческое выражение в трактовке обрядов в его произведениях. Не исключено также, что участие в обрядах, будучи неотъемлемым элементом образа жизни семьи, формировало и развивало определенные черты его будущей композиторской индивидуальности.

Во всяком случае, антинатуралистичность корсаковского художественного мышления, неприятие им эмоционального натурализма («сырых эмоций»), - одна из основополагающих среди них - возможно, несет на себе отпечаток «воспитания обрядом», которое он прошел в детские годы в Тихвине.
Что же касается религиозного содержания церковных обрядов и его восприятия композитором, то оно достаточно ясно определено и в его литературных трудах, и в музыкальном творчестве. Хорошо зная религиозное учение (как то было свойственно образованному человеку того времени), он, однако, не был его приверженцем, и религия как таковая - как вероисповедание, мировоззрение - не сделалась основополагающей для его взглядов. Он всегда отделял в ней обрядовость от учения, искренне восхищаясь первой (как художник и как личность со своим типом восприятия действительности и определенной психологической направленностью) и спокойно относясь ко второму. «Выросши в глубоко религиозной семье, я тем не менее почему-то с детства был довольно равнодушен к молитве», - писал Римский-Корсаков в «Летописи» . Знаменательное признание делает он и о годах обучения в Морском корпусе: «Будучи в училище, я посещал по воскресеньям церковь и скучал в ней. Тихвинское же архимандритское служение и церковное пение мне всегда нравилось своей красотой и торжественностью. . . .Я довольно охотно пристал к мнению, что „бога нет, и все это лишь выдумки". Таковая мысль, однако, беспокоила меня мало, и, в сущности, я не думал об этих важных материях; но и без того слабая моя религиозность совершенно исчезла, и никакого душевного глада я не чувствовал» Более того, в дальнейшем, обстоятельно изучив языческую мифологию, он находил сходство между церковно-религиозными и народно-языческими обрядами, направляя свое внимание со свойственным для его мышления проникновением в суть явления на постижение общего их существа.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Наличие рампы

Созданный им монументальный образ как бы стремится выйти за пределы…

Светоносные равнины

Специфический колорит локальных, широких живописных масс порождает…

Методологический принцип

Одновременно здесь проявляются очертания нового методологического…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…