Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Думается, что, имея в детстве частые соприкосновения с миром обрядов и обрядности, наблюдая его и участвуя в нем, Римский-Корсаков интуитивно впитывал его многоаспектное воздействие и это нашло впоследствии свое творческое выражение в трактовке обрядов в его произведениях. Не исключено также, что участие в обрядах, будучи неотъемлемым элементом образа жизни семьи, формировало и развивало определенные черты его будущей композиторской индивидуальности.
Во всяком случае, антинатуралистичность корсаковского художественного мышления, неприятие им эмоционального натурализма («сырых эмоций»), - одна из основополагающих среди них - возможно, несет на себе отпечаток «воспитания обрядом», которое он прошел в детские годы в Тихвине.
Что же касается религиозного содержания церковных обрядов и его восприятия композитором, то оно достаточно ясно определено и в его литературных трудах, и в музыкальном творчестве. Хорошо зная религиозное учение (как то было свойственно образованному человеку того времени), он, однако, не был его приверженцем, и религия как таковая - как вероисповедание, мировоззрение - не сделалась основополагающей для его взглядов. Он всегда отделял в ней обрядовость от учения, искренне восхищаясь первой (как художник и как личность со своим типом восприятия действительности и определенной психологической направленностью) и спокойно относясь ко второму. «Выросши в глубоко религиозной семье, я тем не менее почему-то с детства был довольно равнодушен к молитве», - писал Римский-Корсаков в «Летописи» . Знаменательное признание делает он и о годах обучения в Морском корпусе: «Будучи в училище, я посещал по воскресеньям церковь и скучал в ней. Тихвинское же архимандритское служение и церковное пение мне всегда нравилось своей красотой и торжественностью. . . .Я довольно охотно пристал к мнению, что „бога нет, и все это лишь выдумки". Таковая мысль, однако, беспокоила меня мало, и, в сущности, я не думал об этих важных материях; но и без того слабая моя религиозность совершенно исчезла, и никакого душевного глада я не чувствовал» Более того, в дальнейшем, обстоятельно изучив языческую мифологию, он находил сходство между церковно-религиозными и народно-языческими обрядами, направляя свое внимание со свойственным для его мышления проникновением в суть явления на постижение общего их существа.
← Детские впечатления Римского-Корсакова | Элемент культуры → |
---|