Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Не будет преувеличением сказать, что монастырь был и художественным центром, обладая богатым собранием икон и фресковой росписью стен, драгоценными украшениями и другими дарами, накопленными в течение столетий, прекрасными колоколами и звонарями, отличным хором.
Не случайно, описывая музыкальные впечатления детства, Римский-Корсаков выделяет среди них духовную хоровую музыку, звучавшую в мужском монастыре, и звон монастырских колоколов. «Церковное пение при красивой обстановке архимандритского богослужения делало на меня большее впечатление, чем светская музыка» - таково его важное признание в «Летописи». Оно знаменательно в двух отношениях: указанием на более сильное воздействие на него музыки как части обряда, действа и на эмоционально-эстетическое восприятие церковного богослужения (а не религиозно-мистическое, как могло бы быть). И то, и другое характеризуют существенные качества психологической и творческой индивидуальности композитора: его восторженную устремленность к красоте, развитую, думается, не без влияния красочных культовых торжеств, и синтетическую целостность чувственно многомерного мировосприятия. Представим себе также впечатлительного мальчика, отличающегося «непосредственностью, нервностью, нежностью и трепетностью», рано посвященного в мир обрядности, часто участвующего в массовых праздничных действах при большом скоплении народа, «да при этом не в домовой церкви, а в соборе, набитом народом всякого звания, при соборном служении нескольких священников», как описывает сам композитор ", и мы поймем, какое глубокое и разностороннее действие оказывала на него вся синтетическая зрелищно-слуховая сторона обрядов.
← Элемент культуры | Биографические материалы → |
---|