Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века
Как правило, ансамбль усадьбы располагался на берегу естественного водоема, в окружении тенистого парка и плодовых садов. Планировка парка подчинялась общей планировке усадьбы; регулярная вблизи ее главного ядра, она постепенно переходила в свободную, пейзажную. Построение регулярной части парка исходило из общей композиции архитектурного центра усадьбы и строилось по его главной оси.
Зачастую в его основе лежало трехлучие, ориентированное своим острием на ось барского дома и связанное своими ответвлениями с геометрически четкой сеткой второстепенных аллей и дорожек парка. Этой системе подчинялось и размещение скульптур, обелисков, бассейнов, а также разбивка цветников, устраивавшихся вблизи главного ядра ансамбля. В пейзажной части парка важно отметить цепочку прудов, к которым сбегали прихотливо изгибавшиеся дорожки; куртины изысканно аранжированных по форме, размеру и цвету кустов и деревьев; беседки, спрятанные в укромных тенистых уголках парка или выступавшие над обрывистым берегом реки; искусственные руины, возникавшие в «глухих» зарослях парка; мостики через ручейки и овраги; мраморные и дерновые скамейки, расположенные в самых неожиданных местах. Все это было призвано «облагородить» природный пейзаж, придать ему художественную неповторимость и в контраст представительной, регулярной части усадьбы создать здесь некоторый меланхолический флер.
Следует подчеркнуть, что этот тип русской усадьбы, который воспринимается в нашем сознании как традиционный, имеет отношение лишь к наиболее крупным дворянским усадьбам, приближавшимся, по существу, к типу дворцовых загородных поместий. Однако его влияние на дальнейшее развитие усадебного искусства в XIX в. было очень существенным. В определенном смысле можно даже утверждать, что в «долгожительстве» традиций усадебного искусства таилась и частичная разгадка феномена усадебной художественной культуры второй половины XIX в.
← Перемены в архитектуре усадьбы | Композиция центральной части усадьбы → |
---|