Автор: Максим Коноплев | Категория: Культура
В этом процессе буржуазной эмансипации искусству присваивался чрезвычайно высокий ранг, что в то же время привело к слишком завышенным претензиям, не соответствовавшим фактическим возможностям. Их задачи, в которых преследовались вовсе не революционно-политические, а реформистские цели, в конечном счете сводились к защите поэзии во враждебном ей мире.
Это означало в первую очередь ее максимальное использование как фактора гуманизации человека в духе формирования буржуазного индивида - и тем самым высвобождение и формирование его способностей мышления, чувствования и желания в качестве оснований для деятельного отношения к действительности.
Отсутствие арены для политической деятельности в то же время привело к переключению внимания на осмысление изначальных эстетических возможностей искусства и литературы. Тем более что политическая публицистика и литература, ориентированная на революционное преобразование общества, после французской революции была жестоко подавлена феодальной реакцией. Так, в результате усилившихся репрессий уже в первых четырех собраниях писем о гуманизме Гердера (1793-1794) отчетливо обнаружилась сдержанность в разработке собственно политических или актуально-современных тем.
← Методологический принцип | Разительные противоречия → |
---|