Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Старое здание

Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века

Если, исходить из времени действия основной части «Обрыва» - 1852- 1853 гг. то эпизод с осмотром старого дома приходится на конец 1840-х годов. Однако он отражает психологию восприятия ушедшей в прошлое усадебной культуры XVIII-начала XIX в., свойственную человеку 1850-х годов. В пользу этого предположения говорит и то, что «Обрыв» был задуман в 1849 г., но вышел в свет лишь в конце 1868 г., несомненно впитав в себя за это время новые взгляды. Не случайно приведенный эпизод попал в первую часть романа, служащую как бы прологом ко всему произведению.

Тема старого дома проходит, по существу, через весь роман Гончарова. Верочка, которая во время осмотра дома Райским «обегала все углы» и «походила на молодую птичку среди этой ветоши и не смущалась ни преследующими взглядами портретов, ни сыростью, ни пылью, всем этим печальным запустением», став взрослой, избирает именно этот дом для своего житья. Наполненная воспоминаниями о прошлом, атмосфера заброшенного дома оказалась созвучной психологическому настроению героини романа с ее стремлением уйти от будничной рутины, любовью к одиночеству и самостоятельности.
В противоположность старому дому новый, правда «новый» относительно, так как он был выстроен в качестве флигеля еще отцом Райского, - небольшой, деревянный, простой по архитектуре, органично связанный с окружающей природой: «Какие виды кругом - каждое окно в доме было рамой своей особенной картины!. . Дом весь был окружен этими видами, этим воздухом, да полями, да садом» «. . .На маленький домик с утра до вечера жарко лились лучи солнца, деревья отступили от него, чтобы дать ему простора и воздуха. Только цветник, как гирлянда, обвивал его со стороны сада, и махровые розы, далии и другие цветы так и просились в окна». «В доме какая радость и мир жили! Чего там не было! Комнаты маленькие, но уютные, с старинной, взятой из большого дома мебелью дедов, дядей и с улыбавшимися портретами отца и матери Райского и также родителей двух оставшихся на руках у Бережковой девочек-малюток. Полы были выкрашены, натерты воском и устланы клеенками; печи обложены пестрыми, старинными, тоже взятыми из большого дома, изразцами. Шкафы битком набиты старой, дрожавшей от шагов посудой и звеневшим серебром»

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Внушающая сила кино

Нечто подобное испытывает зритель, попадая к подножью египетской…

Образ личности

Образ личности - лик идеала, который не просто «сходит» со страниц…

Обряд как этнографическое и эстетическое явление

Эти события вначале не столько рассказывались, сколько изображались…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…