Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века
Было обращено внимание даже на порождение пространственным решением этой комнаты, как, впрочем, и всей планировки дома, «ощущения доброй таинственности и одушевленного ею уюта». Действительно, особый характер двухстороннего освещения гостиной через эркерные двери-окна, постепенно меркнущего к ее центральной части, может быть, и способствует возникновению у посетителя этого ощущения.
Но в оценке роли освещения следует принять во внимание и жизненный уклад культурной семьи того времени. В первой половине дня большая гостиная обычно пустовала. Это время посвящалось самостоятельным занятиям - различным хозяйственным делам, воспитанию детей, творческой работе, чтению, прогулкам и т. д. В гостиной собирались всей семьей во второй половине дня и вечером, когда зажигались свечи и масляные светильники, придававшие ее интерьеру особый уют.
Вместе с тем нужно подчеркнуть связь внутреннего пространства гостиной с природным окружением дома. Устроенные во всех трех гранях эркеров застекленные проемы - в летнее время они были широко распахнуты - расширяли обзор открывающихся из гостиной видов и как бы втягивали в это помещение живую природу, превращая последнюю в один из компонентов убранства гостиной.
Вторым важным звеном в композиции мурановского дома, тесно связанным с организуемым в этой усадьбе бытом, по замыслу Баратынского была классная комната. Она размещалась над гостиной, во втором этаже, и освещалась сверху, через широкие окна, прорезанные в восьмигранном барабане невысокого купола. По идее Баратынского, такое расположение окон исключало рассеивание внимания детей во время занятий. Позиция классной комнаты в общей структуре мурановского дома соответствовала тому значению, которое придавалось воспитанию детей и особенно их образованию в интеллигентных семьях того времени.
← Любопытная планировка | Архитектура мурановского дома → |
---|