Автор: Ольга Афанасьева | Категория: Культура XIX века
Вследствие этого в усадебной среде второй половины XIX в. и ее культурном быте наблюдаются определенные черты, свидетельствующие и о стойкости некоторых традиций, сложившихся в русской культуре во времена классицизма и романтизма и воспроизводивших типологические особенности облика богатой помещичьей усадьбы в совокупности почти всех составлявших ее элементов - архитектурно-парковой среды, природного окружения, повседневного и культурного быта ее обитателей.
Помимо промышленной буржуазии, во второй половине XIX в. появился еще один тип нового помещика, не очень распространенный, но оставивший значительный след в истории русской художественной культуры, - творческая интеллигенция.
Приобретенные ею усадьбы наряду с усадьбами известных меценатов превратились в своего рода «гнезда», непринужденная демократическая атмосфера которых привлекала многих деятелей литературы, искусства и науки. Тем самым в усадебной культуре происходило своего рода перемещение акцентов, связанных с феноменом усадебного искусства, от крупных дворянских усадеб к усадьбам среднего достатка, принадлежащим представителям творческой интеллигенции того времени.
Демократизация усадебной культуры во второй половине XIX в. затронула и усадебное меценатство. В это время появляется новый тип покровителя искусства, относящегося к наиболее образованным слоям промышленной буржуазии. Усилиями этих лиц их имения стали усадебными художественными центрами.
Помимо демократических основ художественного быта в таких усадьбах, их отличает активный интерес владельцев усадьбы и ее гостей к народному искусству, проявлявшийся в создании мастерских художественных ремесел, собирании предметов народного искусства, художественно-просветительской деятельности. Демократизируются в этот период и взаимоотношения художников с народом.
В 1870- 1880-е годы, находясь в усадьбе, художники не ограничивались теперь пейзажной или портретной живописью, а пользовались своим пребыванием в поместье для непосредственного изучения в окрестных деревнях народной жизни и народных типов.
Линия дальнейшего развития усадебного искусства → |
---|