Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Осмотр старого дома

Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века

По справедливому замечанию И. Ф. Анненского, «Гончаров жил и творил главным образом в сфере зрительных впечатлений: его впечатляли и привлекали больше всего картины, позы, лица. . . Интенсивность зрительных впечатлений, по собственным признаниям, доходила у него до художественных галлюцинаций». В противопоставлении двух барских домов - старого и «нового» - зрительные впечатления почти неуловимо дополняются ощущением одушевленности материальной среды усадьбы, порожденной ее взаимодействием с окружающим миром.

При этом невольно возникает мысль о метафоричности этого противопоставления, которое служит фоном для оттенения столь же противоположных по своей сущности характеров, поступков и судеб двух персонажей романа - Верочки и Марфиньки.
Однако в сопоставлении архитектурного облика и интерьеров старого и «нового» домов в романе Гончарова неправильно было бы видеть лишь своеобразный художественный прием, позволяющий с помощью возникающих ассоциаций глубже выявить отличительные свойства натуры каждой из сестер. Оно отразило также и перемену художественных вкусов в интеллигентной среде, особенно в сфере усадебной культуры, в которой на первый план отныне вышли требования простоты и целесообразности, с которой автор «Обрыва» связывал ощущения «бодрости», «радости» и «мира».
К теме «старого дома» обращалась и живопись XIX в. В картине И. Н. Крамского «Осмотр старого дома» (1873-1880, ГТГ), написанной на несколько лет позднее «Обрыва», указанный сюжет возникает в том же эмоциональном ключе. Печальный интерьер пустой, потерявшей жилой вид гостиной с зачехленной мебелью и рядами потемневших портретов на скучных грязноватых стенах, промозглость давно не топленного помещения, которая заставляет посетителя держать руки в карманах полушубка, неяркий свет зимнего солнца, падающий из освобожденного от ставень окна - в контраст уходящей в темноту анфиладе, виднеющейся за приоткрытыми дверями на втором плане, напряженно согнутая фигура проводника, пытающегося отпереть дверь в соседнюю комнату, видимо, заржавевшим ключом, общий холодный колорит - все это пронизано тоской по некогда шумевшей здесь жизни. Вместе с тем это столь соответствует приведенным выше выдержкам из описания старого дома в «Обрыве», что в целом картина Крамского воспринимается как реплика на роман Гончарова. Нельзя не согласиться также с теми исследователями, которые видят в названной картине отзвук мотивов творений Тургенева, а в лаконизме использованных в ней средств и «тонкой поэзии обыденного» - своеобразное предвосхищение сюжета чеховского «Вишневого сада».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Повышенная экспрессия жизни

Повышенная экспрессия жизни, присущая народному переживанию красоты и…

Аналитическое понимание по традиции

Таковой, собственно говоря, и является традиция текстового прочтения…

Анализ процессов опредмечивания человека в создаваемом им предметном мире

Критикуя недостаточную обоснованность ряда концепций, он решает…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…