Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века
По справедливому замечанию И. Ф. Анненского, «Гончаров жил и творил главным образом в сфере зрительных впечатлений: его впечатляли и привлекали больше всего картины, позы, лица. . . Интенсивность зрительных впечатлений, по собственным признаниям, доходила у него до художественных галлюцинаций». В противопоставлении двух барских домов - старого и «нового» - зрительные впечатления почти неуловимо дополняются ощущением одушевленности материальной среды усадьбы, порожденной ее взаимодействием с окружающим миром.
При этом невольно возникает мысль о метафоричности этого противопоставления, которое служит фоном для оттенения столь же противоположных по своей сущности характеров, поступков и судеб двух персонажей романа - Верочки и Марфиньки.
Однако в сопоставлении архитектурного облика и интерьеров старого и «нового» домов в романе Гончарова неправильно было бы видеть лишь своеобразный художественный прием, позволяющий с помощью возникающих ассоциаций глубже выявить отличительные свойства натуры каждой из сестер. Оно отразило также и перемену художественных вкусов в интеллигентной среде, особенно в сфере усадебной культуры, в которой на первый план отныне вышли требования простоты и целесообразности, с которой автор «Обрыва» связывал ощущения «бодрости», «радости» и «мира».
К теме «старого дома» обращалась и живопись XIX в. В картине И. Н. Крамского «Осмотр старого дома» (1873-1880, ГТГ), написанной на несколько лет позднее «Обрыва», указанный сюжет возникает в том же эмоциональном ключе. Печальный интерьер пустой, потерявшей жилой вид гостиной с зачехленной мебелью и рядами потемневших портретов на скучных грязноватых стенах, промозглость давно не топленного помещения, которая заставляет посетителя держать руки в карманах полушубка, неяркий свет зимнего солнца, падающий из освобожденного от ставень окна - в контраст уходящей в темноту анфиладе, виднеющейся за приоткрытыми дверями на втором плане, напряженно согнутая фигура проводника, пытающегося отпереть дверь в соседнюю комнату, видимо, заржавевшим ключом, общий холодный колорит - все это пронизано тоской по некогда шумевшей здесь жизни. Вместе с тем это столь соответствует приведенным выше выдержкам из описания старого дома в «Обрыве», что в целом картина Крамского воспринимается как реплика на роман Гончарова. Нельзя не согласиться также с теми исследователями, которые видят в названной картине отзвук мотивов творений Тургенева, а в лаконизме использованных в ней средств и «тонкой поэзии обыденного» - своеобразное предвосхищение сюжета чеховского «Вишневого сада».
← Роман Гончарова | Старое здание → |
---|