Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Нараставший интерес в образованных слоях русского общества

Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века

Непрерывно нараставший интерес в образованных слоях русского общества к собственной истории, к развивавшимся естественным наукам, к архитектуре и искусству привел не только к увеличению числа музеев - исторических, художественных и естественных - и к большему распространению частного коллекционирования предметов искусства и старины, но и к выработке особенного, «музейного» видения, восприятия явлений материальной и художественной культуры и прошлого и современности сквозь призму их «музейной» значимости.

Свойственная эпохе историзма «потребность превратить искусство. . . науку, знания из привилегии немногих избранных в достояние всего народа» непосредственно накладывается на быт усадебных организмов типа «Мо-шенских гор». Предоставление усадебных парков для развлечения и отдыха широкой, так называемой «чистой» публике - идея не новая. Известно, что уже во второй половине XVIII в. и в начале XIX в. с этой целью ряд парков крупнейших дворцовых и дворянских усадеб в определенные дни были открыты для публики. Но с середины XIX столетия придание оттенка публичности частному усадебному владению начало преследовать и просветительские цели, что в «Мошенских горах» проявилось в полной мере.
Совсем иной смысл приобретало тяготение к ознакомлению со старинными усадьбами, и особенно с барскими усадебными домами. С одной стороны, оно отражало определившийся к середине XIX в. поворот к историзму, с другой - в нем сказывалась та еще не вполне осознанная ностальгия по ушедшему прошлому, которая в усадебной культуре дает себя знать на протяжении всей второй половины XIX и особенно в начале XX в. Тема «Осмотр старого дома» становится даже объектом художественного творчества, переплетаясь с мотивом оставленного, заброшенного дома. В усадебном строительстве этого времени нередки были случаи, когда владельцы имения вместо трудоемкой и казавшейся нерентабельной перестройки старого дома в связи с изменившимся достатком и нуждами семьи возводили неподалеку от него новый, иногда очень скромный, но более удобный и лучше приспособленный к упростившимся функциям усадебного быта. Старое здание, наглухо запертое, с окнами, забитыми досками, постепенно приходило в упадок и по мере течения лет как бы окутывалось флером тайны.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Гармоничное развитие человека

Оба они, как Шиллер, так и Гете, мечтали о гармоничном развитии…

Социальные, политические и художественные задачи Бури

К нерасторжимому единству чувства и мысли присоединяется действие в…

Методология и конкретные методы

Развитое человеческое сознание, обогащаясь постижением всеобщих…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…