Автор: Ольга Афанасьева | Категория: Культура XIX века
Линия дальнейшего развития усадебного искусства, усадебной среды и усадебного быта, заложенная в Абрамцеве, продолжается, с одной стороны, в усадьбе Д. В. Поленова с его поисками новых выразительных архитектурных приемов в усадебном архитектурном творчестве, театрально-просветительской деятельностью, собирательством и собственной живописью, с другой - в Талашкине княгини М. К. Тенишевой, где продолжалась разработка так называемого «неорусского стиля» в усадебном зодчестве и бытовали некоторые формы взаимодействия народного и профессионального искусства, родственные абрамцевским. Но обе эти усадьбы принадлежат к искусству рубежа XIX и XX вв.
По сходной причине не затронута в данной работе и тема отражения судьбы русской усадебной культуры и усадебного мира второй половины XIX в. в произведениях А. П. Чехова.
На протяжении XIX в. русская усадьба, быт и развивающаяся в ее среде культура претерпевали значительные изменения. Особенно серьезными оказались перемены, происшедшие в ней во второй половине XIX в. Замкнутый мир усадьбы, базировавшийся на труде крепостных, разрушался. Реформа 1861 г. уничтожила экономические и социальные основы усадебного искусства, сложившегося в XVIII-начале XIX в.
Последовавшее разорение дворян-землевладельцев и одновременно усиление промышленной буржуазии в связи с ростом капиталистического производства привели к появлению нового типа помещика из этого развивавшегося класса. Большую роль в этом процессе сыграло обаяние недавнего традиционного дворянского усадебного быта и стремление таких помещиков к его возобновлению в рамках сохранявшейся в их усадьбах старой архитектурно-парковой среды.
Для усадьбы второй половины XIX в. стала, таким образом, характерной мифологизация ее быта, покоившаяся на тех же идейных основаниях, что и мифологизация городской буржуазной жизни того времени.
Связанное с этим процессом, хотя и не всегда осознанное уважение к прошлому русской усадьбы подкреплялось свойственным данному периоду историческим мышлением, которое определяло новый научный подход к явлениям предшествующего времени, а также к явлениям современности, рассматриваемым как естественное наследие первых.
← Социальные основы | Театральные начинания → |
---|