Автор: Анастасия Петрова | Категория: Культура XIX века
Естественно, что в ходе изменения исторической ситуации, возрастания роли капиталистического производства, социальных перемен, все большего распространения просвещения и прогрессивных демократических идей в средних классах русского общества, наконец, изменения в эстетических вкусах эпохи и появления новых направлений в литературе и искусстве русская усадебная культура также приобретала новые, свойственные данному времени черты.
Зачастую они выражались столь отчетливо, что традиционный характер усадьбы на первый взгляд стирался. Но это только на первый взгляд. В скрытой форме свойственные эпохе классицизма и раннего романтизма некоторые приемы построения усадебного ансамбля и многие порядки принятого издавна образа жизни продолжали существовать благодаря сознательному, а иногда и неосознанному стремлению владельцев усадьбы претворить в новой архитектурно-парковой среде усадьбы и ее художественно-культурном быте идеалы сравнительно недалекого прошлого, которое в семейных воспоминаниях по мере течения лет представлялось все более прекрасным.
Перемены в архитектуре усадьбы в связи с распространением эклектики, шедшей на смену изживавшему себя классицизму, явно обозначились уже в 1830-1840-х годах. Новые эстетические взгляды в архитектуре, складывавшиеся в неразрывной связи с особенностями художественной жизни, порождавшимися, в свою очередь, сложными историческими условиями России николаевского времени, наиболее свободно проявлялись, пожалуй, в усадебном зодчестве. Идеи романтизма здесь находили органическое воплощение. Не случайно романтические тенденции процветали в усадебном строительстве еще во времена классицизма конца XVIII-начала XIX в.
← Новые эстетические взгляды | Предпринимательские опыты Огарева → |
---|